ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович

(1803/04—69)—рус. литератор, эссеист, философ, литературный и музыкальный критик. Эстетические воззрения О., сформировавшиеся под влиянием Шеллинга, тесно связаны с его общефилософскими и естественнонаучными изысканиями. В философских и эстетических трактатах О, иск-ву отводится роль наравне с наукой и религией. Только при гармоническом развитии всех этих видов духовности об-во, считает О., может процветать. В гармоническом развитии духа мыслитель видит историческое основание: «от начала мира каждый век был подготовлен предыдущим» и «лестница различных степеней духа человеческого параллельна лестнице его произведений». Поскольку же «дух человеческий» , по О., пребывает в различных сферах в зависимости от степени развития, постольку иск-во как одна из сфер духа имеет свою собственную историю. Начав с простейших форм, оно стремится к идеалу, к-рый находит выражение в красоте как высшем творческом акте духа, «созерцающего себя в предмете». В традициях эстетики романтизма и будучи сам композитором и музыкальным критиком, О. относил к высшей форме проявления духа в иск-ве музыку. На материале музыки он по преимуществу .и строит свою эстетическую концепцию, рассматривая музыку как творческий акт, в результате к-рого происходит материализация духа («Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», 1823—25). Одна из наиболее характерных черт ранних эстетических воззрений О.— последовательное проведение принципа полярности в музыке (Оппозиция эстетическая).По словам О., «как в природе всякое явление есть совокупность двух противоположностей, так и в музыке всякая фраза есть совокупность созвучий и противозвучия». Эта идея обосновывается им не только на базе анализа соотношения диссонансов и консонансов в музыке и человеческих голосах, но и ссылкой на полярные противоположности в природе — на магнетизм и электрические явления. В согласии с романтической традицией О. утверждает превосходство древн. музыки над иск-вом нового времени, отводя ей ту роль, какую позднее приобретает философия. Ибо музыка, считает он, более др. иск-в приближается к «внутреннему языку», на к-ром может быть выражена «сущность существования», не передаваемая обычным языком. Возрождение былого значения музыки О. относит к будущему, когда в ней сольются «все способы выражения». В своих статьях (в частности, о Пушкине, близким другом к-рого он был) и музыкально-критических эссе О. не раз обращался к проблемам психологии художественного творчества. Осмысление личной трагедии художника стало темой и мн. его романтических повестей (о Дж. Б. Пиранези, И. С. Бахе, Л- Бетховене и др.), вошедших в сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Эту книгу можно рассматривать как худож. выражение эстетической концепции О., в к-рой он предвосхитил ряд моментов, характерных для понимания худож. творчества в XX в. (роль интуиции и архетипа, психологическая детализация худож. образов в романе, множественность этнических эстетических традиций, применение полярных бинарных оппозиций и др.). Философско-эстетические воззрения О. оказали значительное влияние на мн. представителей новой эстетической мысли, в т. ч. на Выготского.

Просмотров: 585
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА»
  • «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА»
  • «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА»
  • «Феноменология духа» Гегеля
  • Величие духа
  • Восприятие музыки
  • ДУХА ИСТОРИЯ
  • Дурное (плохое) расположение духа (настроение)
  • МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА
  • Материи и духа проблема
  • Неукротимость (неукротимость духа)
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • Психология музыки
  • РЕЛИГИЯ ДУХА
  • РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА
  • Сила духа (твердость духа)
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Сы лин («четыре духа»)
  • ТЕОРИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ
  • Твердость духа
  • Упадок духа
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
  • ФИЛОСОФИЯ ДУХА
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • Философия духа Гегеля
  • Философия природы и духа в 50 - 70-х годах XIX в.
  • ЦЕЛЬНОСТЬ ДУХА
  • ЦЕЛЬНОСТЬ ДУХА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь