ИСКУССТВО И ИГРА

—хотя значение игры в жизни и в иск-ве было осознано еще в античности, философ-ско-теорети чески проблема И. и и. была поставлена лишь во второй половине XVIII в. Кантом и Шиллером. Игра, воплощающая свободную деятельность, осмыслялась ими как родственная худож- деятельности. Иск-во Кант рассматривает как «видимость, которой дух играет» и через к-рую раскрывается истина, доставляется наслаждение. Суждение вкуса (Суждение эстетическое), считает он, есть свободная игра познавательных способностей. Шиллер в игре видит истоки иск-ва. Во второй половине XIX в. соотношение И. и и. получило позитивистскую интерпретацию (Спенсер, К. Грос, Э. Гроссе), в к-рой игра, понимаемая как подготовительная деятельность, свойственная уже животным, представлялась основой иск-ва и труда. Показывая, что в жизни об-ва труд старше игры, Плеханов не подвергает сомнению взаимосвязь И. и и. Игра, по его мнению, не есть пустая забава, а составляет «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих для передачи культурных приобретений из рода в род». Теоретический интерес к проблеме И. и и. обострился в XX в. в связи с проблемой судеб культуры. В кн. Хейзинги «Человек Играющий. О происхождении культуры в игре» (1938) последняя выступает как своеобразный критерий оценки различных культурных явлений, в т. ч. иск-ва, к-рое родственно игре по своей природе. В то же время в романе Г. Гессе «Игра в бисер» (1943) ставится под сомнение правомерность превращения высших духовных ценностей в игру, пусть даже самую духовную и прекрасную. Игра — ведущая деятельность ребенка и основа его последующего развития, ибо в игре он обретает азы опыта для жизни в об-ве и развивает те физические и духовные силы и способности, к-рые ему необходимы для будущей деятельности. В детской игре ее сущность выражена в наибольшей степени. «В игре ребенок создает мнимую ситуацию» (Выготский). развивает свое творческое воображение. Ребенок одновременно и верит и не верит в реальность игрового действия, к-рое он совершает непринужденно, получая бескорыстное удовольствие от самого игрового процесса. Игра — это также школа общения. По мере взросления детей ролевая игра переходит в условную игру с правилами, а затем в др. виды деятельности — в спорт, в «деловые игры», в иск-во. Переходя в др. виды деятельности, игра передает им игровое начало- Внутренняя связь между игрой и иск-вом существует уже потому, что сама игра представляет собой эстетическое явление. Не случайно приобщение ребенка к иск-ву осуществляется через игру. С игрой связано возникновение изобразительной, литературной, музыкальной, драматической деятельности детей. Своеобразие детского худож. творчества в том, что это игра — иск-во, движение к иск-ву через игру. Отличаясь от игры, иск-во по природе своей обладает игровым началом, отражает мир, в т. ч- и мир игры — игры детей, народные игры, игровой элемент обрядов, праздников, карнавалов, спорта (Эстетика спорта), цирка и т. п. В иск-ве игровое начало проявляется в перевоплощаемости, присущей всем видам худож. творчества, особенно игре актера и музыканта. В самой структуре худож. произв., как в игре, диалектически совмещаются такие противоположности, как действительное и вымышленное, условное и безусловное, творческая свобода и ограничивающие ее правила —<иязык искусства». Чувство юмора роднит с игрой то, что оне обнаруживает несерьезность действительно существующего, высмеивает мнимость реального и реальность мнимого.- Ирония поступает так же, при этом как бы «притворяясь» серьезностью, играя в нее. В процессе эстетического переживания возникают сложнейшее движение и переливы между различными духовными способностями человека, своего рода «игра», вызывающая бескорыстное наслаждение. Само худож. творчество может быть предметом игры (стихотворные игры, сценические шарады и т. п.). Иск-во-игра может явить пример формализма, если игра становится самоценной, но может иметь значение худож. эксперимента. Однако иск-во не должно превращаться в игру. Оно отнюдь не сводимо к игре, оно есть результат труда, «дьявольски серьезное дело, интен-сивнейшее напряжение», как писал Маркс о творчестве композитора. Сведение иск-ва к игре может быть одним из путей его субъективизации. Вместе с тем, не будучи игрой по своей специфической сущности, иск-во, несомненно, имеет игровой аспект, и обусловливающий психологическую подготовку к творческой деятельности (эвристическая функция иск-ва), и дающий разрядку психической напряженности, и являющийся средством развлечения, отдыха, источником эстетического и худож. наслаждения. Игровой аспект иск-ва, вызывая эстетическое удовольствие игрой духовных сил человека в самом процессе эстетического восприятия, содействует формированию гармонически развитой личности.

Просмотров: 1182
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «Игра в бисер»
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра
  • Игра
  • Игра
  • Игра как форма общения
  • Игра ролевая
  • Игра с правилами
  • Игра сюжетно-ролевая
  • Игра, игровая деятельность
  • РОЛЕВАЯ ИГРА
  • РОЛЕВАЯ ИГРА
  • Ролевая игра
  • Ролевая игра
  • Ролевая игра
  • Ролевая игра
  • Ролевая игра
  • Сюжетно-ролевая игра (у детей)
  • Труд и игра
  • УЧЕБНАЯ ИГРА, ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь