ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ

два рода духовной деятельности, сопоставимые по признаку особого качества осуществляемого ими познания. В отличие от научных дисциплин, исследующих специально выделяемые частные аспекты действительности, ф. ставит вопрос о мире как целом, а И. прослеживает отражение цельности мира в цельности образа, в эстетическом феномене гармонии. Худож. вымысел направлен на преодоление случайности факта ради выяснения необходимых глубинных связей; это имел в виду Аристотель, отмечавший, что поэзия «философичнее» истории. И. и ф. могут давать друг другу прямые импульсы: достаточно вспомнить, с одной стороны, эвристическую роль худож. метафори-ки у Гераклита или Платона, а с др.— воздействие дзэн-буддизма (чань) на китайскую живопись эпохи Сун, христианского платонизма на византийско-рус. иконопись, прямую популяризацию философского образа мира у таких поэтов, как Лукреций или Данте. Музыка Вагнера, испытав влияние Шопенгауэра, в свою очередь, повлияла на раннего Ницше. Иногда один и тот же человек совмещал в себе гениальность художника и философские способности (Леонардо да Винчи. Гёте, А. Н. Скрябин). Но принципиально важны не эти случаи пересечения линий И. и ф. Качество «философичности» добывается худож. творчеством на своих собственных путях, по ходу решения собственных проблем. П. Сезанн не проявлял никакого интереса к философии, но его живопись несравнимо богаче философским смыслом, чем картины мн. художников, шедших по пути иллюстрирования философских идей и доктрин, напр. нем. неоромантиков. Простота пушкинской поэзии содержательнее, чем намеренная «интеллектуальность» поэзии П. Валери. И. тем «философичнее», чем художественнее, т. е. вернее своей сущности как И. С др. стороны, в Ф. красота мысли, родственная эстетической гармонии, не зависит от внешнего употребления приемов, заимствованных у И., и может появляться у таких трезвых мыслителей, как Аристотель, Декарт или Кант. Философская рефлексия (самопознание) повсюду начинает с того, что замечает близость Ф. к поэзии и музыке, тем более что эти «мусические», как их называли греки, виды искусства  были обычным способом фиксации традиционной предфилософской «мудрости» (напр., собирание и канонизация песен конфуцианцами Древн. Китая). Платон в своем диалоге «Федон» назвал Ф. величайшим из мусических И. Отношение же к изобразительным искусствам было первоначально менее уважительным; лишь у поздних авторов (Цицерон, Дион Хрисостом, Плотин) возникает суждение о Фидии как о художнике, творящем статую Зевса не по эмпирическим впечатлениям от натуры, но согласно высшей интуиции (этот мотив оказал огромное влияние на эстетику Возрождения). Ренессанс довершил распространение высокого статуса на изобразительные И.: живопись и скульптура перестают рассматриваться как «механические И.» и становятся разновидностями философского умозрения. Т. наз. панэстетизм романтиков, отразившийся в философской системе Шеллинга, рассматривал И. как наиболее совершенное познание. Напротив, у Гегеля И. выступает как некое несовершенное предварение окончательного прихода абсолютного духа к самому себе, орудием к-рого может быть только Ф. Уже под знаком декаданса возвращение к романтической концепции происходит у Ницше, поставившего артистическую «ложь» в качестве утверждения инстинкта жизни над философской истиной как якобы отрицанием жизни. Эстетика модернизма XX в., по видимости возрождая древн- веру в тождество И. и ф. (или дофилософ-ской и донаучной «мудрости»), на деле опустошает ее: И. призывается противопоставить хаосу бытия произвольный упорядочивающий принцип (геометризация вещей в кубизме, двенадцатитоновая система — додекафония в музыке) и этим компенсировать отсутствие Ф., способной усмотреть в мире органическую упорядоченность. Только реалистический подход (Реализм), утверждающий познавательную функцию И., но при этом не допускающий вульгаризаторского отождествления собственно «философского» в И. с его содержанием в отрыве от формы, адекватно отражает отношение И. к Ф. Преодоление формализма, попросту снимающего вопрос об отношении И. к Ф. как псевдопроблему, возможно лишь на пути поисков философского смысла в самом единстве содержания и формы в искусстве.

Просмотров: 742
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • Гераклит Эфесскиии новый обряд философской мудрости
  • Дискуссии о специфике философского мышления
  • ЖИВОПИСЬ
  • ЖИВОПИСЬ
  • ЖИВОПИСЬ
  • Живопись
  • Живопись действия
  • Изречение особого рода, имеющее отношение к гаданию
  • Компоненты здорового образа жизни
  • Критерии здорового образа жизни
  • Метафизическая живопись
  • Н.Лосский: Основные принципы и идеи философского учения
  • Основы философского учения Дж. Локка
  • Оценка состояния философского знания на Руси
  • ПУТИ ВОСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К МУДРОСТИ
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности
  • Программа здорового образа жизни
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ
  • ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ
  • Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама
  • ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии
  • Человек в мире тьмы вещей
  • Шестов: Специфика философского творчества
  • принцип единства содержания и формы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь