|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.
БЛОК Александр Александрович(1880- 1921)—-рус. поэт, литературный критик Эстетические воззрения Б неотрывны от его поэтического творчества, вне к-рого не может быгь осмыс-лепа их эволюция. «Картина мира» ран нею Б. складывается под влиянием романтической поэзии В А. Жуковского, лирики Пушкина, М. Ю Лермонтова, Ф И Тютчева. А. А. Фета. Это романтическое противопоставление «поэта» и «толпы», мотивы разочарования в дей сгвигельности и веры в высокое предназначение поэта и иск-ва. Первая его поэтическая книга — «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) -написана в духе символизма. Романтическая антитеза •ocMrioro» и «небесного» подкрепляется идущей от Соловьева идеей «духовного синтеза». Представление о субстанциальном начале мира воплощается в образе Вечной Женственности — Души мира. Приобщение к ней возможно, согласно Б., через мистическую любовь. Идея разлитой в мире любви-эроса восходит к платоновско-соловьевской философской традиции Худож. задачи здесь решены в духе символистской эстетики «соответствий»: лирические переживания, впечатления, эпизоды личной биографии предстают как отражение событий, происходящих в «мирах иных»; один план лирического повествования «просвечивает» сквозь др. Новый этап творческой эволюции Б. совпал с эпохой первой рус. революции.Он обращается к худож. осмыслению проблем совр. города, в его лирику входит тема «маленького человека», звучат социальные мотивы, предметом худож. изображения становится реальность в ее противоречиях. Представление о субстанции бытия выражается теперь в символе «стихии», к-рая реализуется в земной страсти, «низменной» природе, фантасмагориях городской жизни. В статьях этого периода Б пытается решить вопрос о причинах разрыва интеллигенции и народа, «стихии» и «культуры». Темы преодоления индивидуализма,поиска путей к народу, долга художника перед народом определяют пафос публицистических выступлений Б в 1907—09 гг. Он резко критикует концепции модернистского «нового искусс1ва» (Модернизм), апеллирует к гуманистическому наследию рус. классики XIX в., подчеркивает необходимость сближения с реализмом Только на этих путях, по мысли Б., возможно разрешить проблемы идейности, народности иск-ва. Позднее в эстетических воззрениях Б. на первый план выдвигается новый символ — «дух музыки», утверждающий представление об интуитивно-творческом постижении бытия В поэтических циклах «Возмездием (1907—13), «Страшный мир» (1908—16) действительность предстает в своей трагической противоречивости — в борьбе Добра и Зла. Хранителем гуманистических ценностей человечества выступает иск-во, исцеляющее человека и вносящее гармонию в противоречивую реальность жищи («Итальянские стихи»). На Октябрьскую революцию Б. откликнулся поэмой «Двенадцать» (1918), в новых ритмах к-рой была слышна «музыка» революции В статьях советского периода «Интеллигенция и Революция», «Крушение гуманизма Б. призывал интеллигенцию к строительству новой, «синтетической» культуры. В последние годы жизни Б. активно работал в Большом драматическом театре, в издательстве «Всемирная литература», учрежденном Горьким. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|