|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г.
НЕВНЯТИЦАЧеловеческая речь, лишенная смысла. Сама невнятица не есть заблуждение; таковым является вера в то, что с помощью невнятицы передается информация о предметах. Существует два рода невнятицы: во-первых, когда употребляют слова, которых вообще никто не понимает, во-вторых, когда используют выражения, в принципе понятные для слушателя или читателя, но применяемые в непривычном значении, которое совершенно чуждо принятому в данной среде. Примером невнятицы первого рода являются магические формулы типа «фокус-покус», «абракадабра» и т.д. Примером невнятицы второго рода может служить часто встречающееся, особенно у философов и теологов, неверное словоупотребление, имеющее преимущественно наукообразную форму. К примеру, когда теолог рассуждает о диалоге верующего с Богом, он просто невнятно бормочет, ибо греческий термин «диалог» обозначает «разговор», а как можно разговаривать с Богом? Цель того, кто занимается изречением бессмыслицы, не всегда заключается в передаче каких-либо сведений, т.е. сам он не обязательно заблуждается, иногда он просто хочет понравиться или запутать других людей. Жертвой предрассудка является тот, кто считает невнятицу средством передачи объективной информации. Главная причина того, почему это происходит столь часто, состоит в смешении двух различных функций слова. С одной стороны, слово может, если оно понятно, передавать определенную информацию о каком-либо предмете, а не только о состоянии высказывающего его лица; к примеру, слово «пожар» несет информацию о том, что рядом с человеком, который сообщает об этом, что-то загорелось. С другой стороны, слово, даже если оно непонятно, выражает определенное чувство, психическое состояние говорящего. Вот почему громкий крик «пожар!» будет свидетельствовать еще и о чувстве страха. Когда актриса на сцене трижды, все громче и громче, произносит: «Я не хочу выходить замуж за графа!», то два последних «не хочу!», не прибавляя новой информации, позволяют выразить чувства женщины к этому графу. Во втором случае даже совершенная бессмыслица передает определенную информацию, но не объективную, а психологическую,— информацию о том, кто произнес эту фразу, о его состоянии. Но совершенно исключено, чтобы с помощью невнятицы можно было бы передавать какие-либо объективные сведения. Мнение, что от нее может быть какая-нибудь польза для науки, есть грубый предрассудок. Ложной является также точка зрения, согласно которой фи-лософ может и даже должен выражаться туманно. Этот предрассудок тем более вреден, что употребление слов, имеющих объективное значение,— специфическая черта человека (отчасти, по-видимому, и высших животных). Те, кто хочет предметную и понятную человеческую речь заменить бессмысленным бормотанием, ставит человека ниже уровня обезьян и носорогов, ибо звуки, которые те издают, все-таки не являются совершенно бессмысленными. См.: тайна.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|