|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г.
БЕССМЕРТИЕС бессмертием связаны по меньшей мере два суеверия. Одно из них, очень распространенное среди верующих, состоит в том, что душа человека после его смерти продолжает существовать так же, как и раньше. Крайним выражением этого предрассудка служат, например, верования древних египтян, согласно которым умерших следовало обеспечить едой, одеждой, орудиями труда и т.д., поскольку, как считалось, в загробном мире они будут жить так же, как на земле. Подобные суеверия подчас разделяют и христиане. Между тем душа не является какой-то отдельной вещью и настолько тесно связана с телом, что, хотя мысль о ее существовании после смерти не содержит в себе противоречия, это существование весьма отличается от земного. Понятие о сущности (ее прежде называли «формой»), существующей без субъекта, основой которого она является, не кажется противоречивым при условии, что она не есть только сущность данного субъекта, но выполняет также и другие функции. А это, согласно традиции, свойственно именно человеческой душе. Следует также напомнить, что многие философы, отрицавшие бессмертие души, в то же время признавали существование «чистых сущностей» без субъектов. Однако нет сомнения, что если душа продолжает жить после смерти, то ее существование и деятельность не могут быть такими же, как во время пребывания в теле. Например, наша мысль тесно связана с физиологическими, т. е. телесными, функциями — мышление невозможно без чувств, которые представляют собой психосоматические явления. Однако его не может быть и в душе, существующей вне тела. Поэтому представление о том, что после смерти душа продолжает существовать так же, как при жизни, является суеверием. Второе суеверие, связанное с бессмертием души,— рассказы о «бессмертном духе народа», о «бессмертных пророках», «ценностях» и т. д. Немного найдется заблуждений, столь очевидно противоречащих истине: ведь мир — это громадное кладбище умерших народов. С огромным трудом мы обнаруживаем на нем следы былых культур и народов, стараясь хотя бы приблизительно понять, что они собой представляли. Кто не верит, пусть поедет в Кантир (около 100 км к северу от Каира), на то место, где прежде стоял самый большой дворец из всех, возведенных когда-либо человеком, его площадь составляла свыше 10 квадратных километров; и от него осталось лишь несколько каменных обломков. Причина этих суеверий одна: стремление к жизни после смерти. Само это стремление — не заблуждение, а психологический факт. Но из нашего стремления к чему-то вовсе не следует, что это что-то — существует. См.: душа, народ.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|