МОНАХ И МИРЯНИН

В буддизме отношения между монахами, старшими по возрасту и младшими, учителем и учеником, настоятелем и рядовыми членами и т.д.ритуализированы, но особенно эта ритуализация подчеркнута в отношениях членов сангхи с мирянами. В обществ. местах монаха традиционно приветствуют поднятием сложенных ладоней к груди или ко лбу. Те же, кто желает получить от монаха наставления, нередко простираются перед ним, т. е. касаются земли «пятью точками»: коленями, локтями и лбом. Монах не должен ничего просить и благодарить, когда ему дают пищу или подарки. Наоборот, мирянин, вручая что-нибудь монаху, благодарит последнего за то, что монах позволил мирянину совершить доброе дело и тем самым получить религ. заслугу. Если монаха приглашают в дом, то он должен сидеть на самом почетном месте (но не в роскош. кресле) и несколько выше, чем остальные; если он остается в доме на ночь, то он должен спать в отдельной комнате и через комнату от женщины. Для монаха неприличен любой контакт с женщиной, ему нельзя касаться животных женского пола, кукол, женских вещей и т. д. Монаха не следует спрашивать, что он любит из еды и что ему приготовить, ибо он должен есть все, что ему дадут, за исключением мяса собаки, змеи,тигра, медведя, гиены, человека. Монах не должен хвалить еду, т. к., согласно Винае, еда — это лишь жизненная необходимость, а ее вкусовые качества не играют роли для монаха. Вместе с тем хорошая и разнообразная еда рассматривается как знак уважения к сангхе и религии. По традиции монах должен питаться на подаяния верующих. В наст. вр. лишь немногие монахи придерживаются этой традиции, чаще всего верующие приносят еду в монастырь, договорившись об очередности этих подношений. Характерно, что гл. ответственность за соблюдение этих ритуальных отношений лежит на мирянине, к-рый не должен ставить монаха в неудобное положение, напр. приглашая его на свадьбу, застолье, в совместную поездку, просто в гости и т. д. Именно мирянин должен знать, что запрещено правилами Винаи, ибо незнание осн. правил Винаи — это неуважение к сангхе в целом. Монаха нельзя приглашать в кино, театр на стадион, на ярмарку, базар, в ночной клуб, на военные парады, смотреть спортивные или азартные игры и т. д. Если монаха приглашают в др. город, то приглашающий должен купить ему билет на транспорт, сопровождать или встретить его. Во время поездки в обществ. транспорте монах находится в затруднит. положении, т. к. он не может стоять или сидеть рядом с женщиной, при нем неприлично вести фривольные разговоры или нецензурно выражаться и т. д., то есть миряне обязаны контролировать свое поведение в присутствии монаха. Правила поведения мирян в отношении монаха объясняются в семье, в школе, а гл.— об этом рассказывается в сутрах, к-рые читаются верующим в монастырях и храмах. Напр., в разговоре с монахом следует избегать многих тем, к-рые Будда считал бесполезными. Они перечисляются в одном из текстов Аннутара-никаи: «разговор о королях и разбойниках, министрах и армии, опасностях и войне, еде и питье, одежде и жилье, украшениях и благовониях, родственниках, экипажах, деревнях и базарах, городах и районах, женщинах и героях, уличные сплетни, разговоры о днях минувших, праздная болтовня, разговоры о мире и морях, о приобретениях и потерях». С монахом можно говорить только об учении Будды и спрашивать его советов о методах реализации учения в жизни. В. И. Корнев

Просмотров: 982
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь




Другие новости по теме:

  • WHOIS (Кто есть кто)
  • АНОНИМНЫЙ «КТО ЕСТЬ КТО»
  • Будай-Хэшан («монах с мешком»)
  • ВОЗГЛАВЛЯЕМЫЕ ЖЕНЩИНОЙ СЕМЬИ
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Говорить с чужого голоса (говорить не свое, говорить не свои слова)
  • Должен
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МИРЯНИН
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • МОНАХ
  • МОНАХ
  • НЕ ВЫТЕКАЕТ, НЕ СЛЕДУЕТ
  • Нельзя
  • ОДИН БУДДА - ВСЕ БУДДЫ
  • Положение вещей
  • Прекрасное есть жизнь
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • Ритуализация у животных
  • Спрашивать
  • Телефонные разговоры
  • Тератологический, то есть относящийся к тератологии
  • Топтаться на месте (в разговоре)
  • УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ, социология отношений
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек в мире тьмы вещей
  • анонимный «кто есть кто»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь