|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ЭМОЦИЯ(франц. emotion - волнение, эмоция, от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психич. процессов и состояний, характеризующий отношение человека к окружающему миру. Основная функция Э. заключается в регуляции активности субъекта путем оценки значимости внешних и внутренних сигналов для его жизнедеятельности в целом. При определении понятия Э. необходимо учитывать три составных: субъективное переживание Э. в форме удовольствия или неудовольствия, страха, радости и т. п.; процессы, происходящие в нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др. системах организма; выразительные комплексы эмоций, поддающиеся внешнему наблюдению. Выражая активную сторону потребности, Э. возникают в условиях дефицита информации, необходимой для удовлетворения потребности. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э. человека можно разделить на Э. реакции, или ситуативные Э.; Э. состояния; Э. отношения, или чувства. В обыденном языке Э. часто употребляется как синоним чувства. Формирование Э. человека - важнейшее условие развития его личности. Творчески активную, гармонически развитую личность характеризует богатый мир разнообразных Э., отражающих разнообразие социально ценных мотиваций. Лит.: Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966; Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1971; Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1979; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Психология эмоций. Тексты. М., 1984; Young P.I. Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis. N.Y., 1973. H.B. Тарабрина.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|