ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

- разновидность эксперимента, в к-ром экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента  - элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой. Но наряду с этими преимуществами возникают и многие недостатки: искусственно созданная ситуация оказывается часто слишком далекой от реальной соц. ситуации. Испытуемые знают, что они участвуют в эксперименте, что их реакции фиксируются и что одни из реакций "правильнее", чем другие; существенное воздействие на поведение испытуемых оказывает поведение экспериментатора и т. д. Одной из центральных проблем Э.л. является правильный инструктаж, введение в эксперимент. Целью последнего является достижение однозначного понимания содержания опыта, создание положительной настроенности к нему, а также маскировка истинной природы опыта. Существует ряд специальных методик для маскировки экспериментального фактора и основной гипотезы, для создания т. н. фиктивного контекста опыта. Такого рода методики должны помочь завуалировать как замысел эксперимента, так и всю процедуру опыта (ввод независимой переменной, фиксацию значений зависимой переменной); должны быть убедительными для испытуемых и помочь в создании положительной мотивации относительно участия в эксперименте. В целях достижения нейтральности в поведении экспериментатора рекомендуется, чтобы Э.л. провел человек, не знающий исходной гипотезы. Нежелательное влияние присутствия исследователя несколько меньше в ситуации сложной и эмоционально захватывающей игры (напр., в соц. имитационной игре). Несмотря на вышеописанные приемы, испытуемые постоянно осознают различие между поведением в экспериментальной ситуации и в реальной жизни. Возможности Э.л. выявить закономерности реального соц. поведения поэтому меньше, чем его возможности выявить устойчивые психич. особенности. Трудности в обеспечении внешней валидности рез-тов Э.л. указывают на необходимость их проверки повторными опытами и др. методами исследования. Лит.: Методы социальной психологии. Л., 1971; Алферов В.М., Бородкин Ф.М. Имитационные игры (лабораторный эксперимент)//Математическое моделирование в социологии  (методы и задачи). Новосибирск, 1977. П.А. Вихалемм.

Просмотров: 827
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • Аргумент из опыта
  • ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА
  • ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Валидность эксперимента внутренняя
  • Внутренняя валидность эксперимента
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА КАНАЛЫ МАССОВОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
  • Каналы массовой трансляции культурного опыта
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  • Лабораторный эксперимент
  • Лабораторный эксперимент
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОГО ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • ПОВЕДЕНИЕ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
  • Поле опыта
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Цикл опыта
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
  • ЭКСПЕРИМЕНТА ВОЗМОЖНОСТИ
  • валидность эксперимента внутренняя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь