ЭКСПЕРИМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ

- диагностика новшества пробным нововведением. В широком соц. плане Э.и. выступает как механизм перехода организационных, соц.-экономич. систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Диагностич. функция Э.и. выступает как выявление проблем осуществления нововведения, как оценка реализуемости новшества и его результативности. Первая означает определение степени адекватности новшества среде его внедрения, возможность осуществления инновационного процесса; вторая - соответствие рез-тов ожидаемой реализации новшеств (в т. ч. и непланируемых, вторичных) целям более широкого порядка, ради к-рого проектируется нововведение. Оценки по названным направлениям могут расходиться. Понятия "реализуемость" и "эффективность" отнюдь не тождественны: быстрое и полное завершение нововведения не исключает его минусового эффекта по отношению к макросфере. Диагностич. функция Э.и. предполагает также развитие нововведения, т. е. определение направлений его внутренних изменений - как в содержании испытываемого новшества, так и в методах его реализации. А эти изменения и должны обеспечить реализуемость нововведения и его соответствие более общим целям. Э.и. должен обеспечить доказательность заключения по новшеству. Этим определяется его эффективность. В принципе она инвариантна цели нововведения: освоить и тиражировать какое-то новшество. Требование доказательности означает также необходимость контрольных объектов. Ими могут быть, напр., однотипные предприятия, экспериментирующие с тем же новшеством, но без "поддерживающих" элементов экспериментальной ситуации (льготы в снабжении, транспорте и пр.) или же обеспеченные названными условиями, но не апробирующие соответствующее новшество. Для Э.и. характерно также наличие следующей закономерности: при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление разовых эффектов при возрастании общего эффекта. Результат пробного нововведения на стадии эксперимента обычно выше, потому что здесь сказывается активизирующее влияние специального контроля и пси-хологич. подъема (пионерность, публичность). В последующих случаях уже не остается ни того, ни др. Зато срабатывает эффект массовости, ибо только широкое распространение новшества реализует его подлинный потенциал и дает максимальную эффективность. Лит.: Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М. 1981; Пригожин А.И. Нововедения: стимулы и препятствия. М., 1989. A.M. Пригожин.

Просмотров: 673
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НОВОВВЕДЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НОВОЙ ТЕХНИКИ
  • Жизненный цикл нововведения, жизненный цикл новой техники
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПРОЦЕСС НОВОВВЕДЕНИЯ
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Причинный ряд, также причинная цепь
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭФФЕКТА
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • СИЛЛОГИЗМ УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ (СМ. ТАКЖЕ ДИЛЕММА)
  • Соответствие личности и ситуации
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также промывание мозгов
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • Широкое определение
  • ЭФФЕКТА, РАСПРОСТРАНЕНИЕ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ –
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЧМ
  • Эффективность процесса
  • Эффективность процесса обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь