УНИВЕРСАЛИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ

- в построениях Т. Парсонса десять свойств или процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых обществ. систем независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий. Четыре из этих У.э присутствуют во всех известных соц. системах. 1) система коммуникации; 2) система родства; 3) форма религии; 4) технология. Дальнейшее развитие, согласно Парсонсу, связано с поэтапным появлением новых организационных комплексов, каждый из к-рых способствует резкому повышению адаптивной способности системы. Первым шагом обществ. эволюции становится появление стратификации соц. (5), за к-рым немедленно следует культурная легитимизация этой стратифицированной общности, осмысление ее как единства (6). Затем возникают бюрократия (7), деньги и рыночный комплекс (8), система обобщенных безличных норм (9), система де-мократич. объединений (10). Отсутствие одного из этих свойств блокирует дальнейшее развитие. Четыре последние У.э. характерны, по Парсонсу, для современных об-в, хотя, согласно его формулировке, они институциализированы и взаимоувязаны весьма неравномерно, что порождает напряженность в системе, эволюционные задержки и искривления. Концепция У.э. была подвергнута операцио-нализации и эмпирич. проверке в исследовании амер. социологов Г. Бака и Э. Джекобсона, поставивших перед собой задачу проанализировать пригодность универсалий для выявления структуры развития современных об-в и группировки их в типы по степени модернизированности и по характеру структурных помех, влияющих на процесс модернизации. Авторы исходили из гипотезы, что последовательность эволюционных стадий, выделенных Парсонсом на историч. материале, должна повторяться и на следующем витке историч. развития. Рез-ты работы подтвердили эвристич. ценность парсоновской теоретич. конструкции. Ключевым в концепции У.э. является понятие адаптационной способности. Подобно тому как развитие двигательной способности у живых организмов повышает их способность к реагированию на вызовы среды. Возникновение каждой последующей У.э. увеличивает возможности предвосхищать, анализировать, контролировать состояние среды и мобилизовать ресурсы для приспособления к ней или активного воздействия на нее. Л.А. Седов.

Просмотров: 1173
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ФИЛОСОФИЯ НИЩЕТЫ (Система экономических противоречий, или ф.н.)»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Гендерная система (система гендерных отношений)
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Образование как система
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СПОСОБНОСТИ К СЛЕЖЕНИЮ
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • РЕТИКУЛЯРНО-ТАЛАМИЧЕСКИЙ ТРАКТ (или СИСТЕМА)
  • СИСТЕМА или ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СИСТЕМА РЕПРОДУКТИВНАЯ, СИСТЕМА ПОЛОВАЯ
  • СИСТЕМА СИ, СИСТЕМА ЕДИНИЦ МЕЖДУНАРОДНАЯ
  • СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА АНТИГЕННАЯ ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ, HLA-СИСТЕМА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СПИННО-ТАЛАМИЧЕСКИЙ ПУТЬ (или СИСТЕМА)
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • ШТОРКА ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
  • Шторка опросник для выявления суицидного риска



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь