|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ- область теоре-тич. и практич. деятельности, направленная на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия с целью восстановления психологич. и психич. здоровья членов семьи. Т.е. возникла на стыке нескольких научн. дисциплин и не сводима ни к одной из них. Концептуальная база Т.е. основывается на достижениях социологии семьи, психологии, соц. психологии, психотерапии, педагогики и др. наук. Т.е. принципиально отличается от терапии, ориентированной на индивида: она стала новым направлением в решении семейных проблем. Исходный пункт и основной предмет исследования и практич. воздействия лежит в сфере нарушений взаимоотношений между членами семьи, к-рые рассматриваются в качестве одной из причин нарушения в поведении одного или нескольких членов семьи (симптом). Устранить симптом можно только путем перестройки существующих семейных отношений, существующих моделей семейного взаимодействия. Работа ведется со всей семьей, а не с отдельными ее членами, решаются проблемы семьи, а не индивидуальные проблемы. Развитие Т.е. имеет более чем 30-летнюю историю. Она зародилась в рамках медицины В 50-х гг. в Т.е. господствовала психодинамич. ориентация. Были заложены основы Т.е., сформулирован ряд основных понятий, давших толчок ее дальнейшему развитию. К ним, напр., относятся: "double-find" - коммуникация, вскрывающая противоречия коммуникативных посланий на вербальном и невербальном уровнях; "гомео-стазис" как поддержание равновесия всистеме семьи через установление определенных правил; "эмоциональный развод" как система эмоциональных отношений. В 60-х гг. в Т.е. приходят специалисты из др. научн. дисциплин - психологии, социологии, антропологии, теологии, соц. работники и др. Т.е. выходит за рамки чисто лечебной, медицинской области. Акцент перемещается на работу с семьями без психической патологии, но имеющих нарушения во взаимоотношениях. Т.е. становится способом концептуализации происхождения психич. расстройств и их лечения. Усиливается конфликт между сторонниками системного подхода и психодинамической ориентации. В 70-е гг. системный подход стал ведущим в Т.е., возникает новое направление в Т.е. - совершенствование отношений в здоровых, нормально функционирующих семьях. Предпринимаются попытки строить модели дисфункциональных отношений исходя из представления о нормально функционирующей семье. В Т.е. сосуществуют три основные теоретич. ориентации (подхода): психодинамич. (Н. Аккерман); коммуникативная (Д. Джексон, В. Сатир, Дж. Хейли), структурная (С. Минухин). Иногда выделяется как самостоятельная ориентация поведенческий подход (Р. Либерман), стратегическая терапия и ряд др., к-рые, однако, не имеют своей теории семейного функционирования и семейной динамики, а представляют собой набор новых приемов и техник Т.е. Для психодинамического подхода характерно особое внимание к внутриличностным конфликтам членов семьи. Используются техники и стратегии индивидуальной психотерапии применительно к ситуации семейного конфликта. Цель работы - изменить поведение и чувства членов семьи, помочь им понять себя и др. членов семьи. Основные понятия: "сопротивление" (resistence), "перенос (transference). Структурная и коммуникативная ориентации объединяются в системном подходе. Основные положения коммуникативного подхода" любое взаимодействие есть коммуникация. через нее создаются и поддерживаются отношения в семье путем установления "правил" об отношениях. Природу отношений, их характер определяет метакоммуникация, к-рая часто происходит на невербальном уровне, т. е. через интонацию голоса, мимику, жест и т. д. Цель Т.с. - Остановить нарушения в коммуникативной --лстеме семьи, к-рые, в свою очередь, приведут к нормализации семейных отношений. Структурный подход включает понятия "границы подсистем", "баланс принадлежности", "связанность", автономность" и др. Эти понятия применяются для описания соц.-эмоционального пространства семейной системы. Для определения нарушений во взаимоотношениях и для описания искажений в соц.-эмоциональном пространстве используются такие понятия, как "треугольник", "изоляция", "козел отпущения" , "коалиция". Цель работы - восстановление адекватных границ между подсистемами и баланса их проницаемости, соотношения открытости и закрытости подсистем семьи. Для настоящего этапа развития Т.е. характерно сочетание разных подходов в работе одного специалиста, использование разных техник и приемов. В Т.с. разработаны разнообразные техники терапевтич. вмешательства, их выбор зависит от принадлежности специалиста к определенной ориентации, от конкретного случая, ситуации, образования и мастерства самого терапевта. Напр., когнитивная карта, генограмма, семейная социограмма, контракт, домашние задания, видеозаписи и т. д. Широко применяются различн. виды терапии: индивидуальная, сотерапия - два терапевта работают с одной семьёй, групповая терапия, терапия кризисных ситуаций и т. д. В России Т.с. развивается как семейная психотерапия - один из методов психотерапии при работе с психич. больными разной степени патологии. Этот метод направлен на изменение межличностных отношений в семье больного с целью устранения в ней эмоциональных нарушений. Т.с. становится одним из ведущих методов лечения. Семья рассматривается как основной психотравмирующий фактор в возникновении болезни как у детей, так и у взрослых. Цель Т.с. - лечение члена семьи путем исправления системы семейных отношений, нормализации функционирования семьи, ликвидации личностных нарушений у ее членов. H.B. Малярова.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|