|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ- социологич. теория причин преступности в современном об-ве, предложенная Р. Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, к-рые приписывают неудовлетворительное функционирование соц. структуры прежде всего повелительным биологич. влечениям человека, недостаточно сдерживаемым соц. контролем, т. е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия: "аномия" и "соц. структура" об-ва; при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (соц. структура). Термин "аномия" был выдвинут франц. социологом Э. Дюрк-геймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать об-во, в к-ром нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждентш либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно соц. дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от об-ва. Понятие соц. структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой об-ва (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного амер. об-ва). Для Мертона соц. структура это не соц., а соц.-психо-логич., а то и чисто психологич. категория. Образуется соц. структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей, к-рые ставят перед собой соц. группы об-ва (либо к-рые ставятся перед ними жизнью), - т. н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, к-рые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений соц. групп об-ва. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к рез-ту кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам. Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе господствующее в данном об-ве отношение к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами соц. структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Насчитывается пять логически возможных вариантов сочетаний различн. отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам. Так, равное положительное отношение к обеим из этих фаз соц. структуры связано с поведением, подчиняющимся нормам; оно наиболее распространено и именно его наличие позволяет говорить о группах людей как о соц. общностях. Положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств ведет к такому типу поведения, к-рый означен Мертоном в качестве "новации" (нововведения). Отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение "ритуального" типа (пои мер - религиозная деятельность, бюрократизм и т. д.). Отрицание и целей, и любых средств вр дет к уходу от жизни - "ретритизму" (алкого* лики, наркоманы и т. д.). И наконец, отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами означает "мятеж", "переворот", революционные перемены. Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является центральным объектом анализа. Согласно теории соц. аномии асоц. поведение ощутимо возрастает в случае, когда в об-ве превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как соц. структура этого об-ва ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения. Лит.: Социология преступности. М., 1966; Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. A.M. Яковлев.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|