|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ(от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о соц. объекте. В таком смысле был введен в соц. науки У. Липпманом. В основе С.с. находится реальный психологич. феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта. Исторически С.с. исследовался в основном как стереотип представителя к.-л. соц. группы, как антропостереотип, а внутри этого объекта еще более узко - как этнич. стереотип, как предрассудок. Социологич. анализ раскрывает более глубокое содержание С.с. Будучи концентрированным выражением соц. установки (отсюда выдвижение на первый план человека как главного соц. объекта и основного содержания С.с), он выполняет те же функции в жизнедеятельности индивида и соц. общности: регуляции, интеграции и т. п. Роль С.с. в соц. процессе определяется тем, что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы обществ. отношений, а именно их персонификацию, их "запись" как отношений соц. в виде антропоморфных образов. При таком подходе становятся понятными свойства С.с, зачастую объясняемые особенностями индивидуальной психики, напр., феномен поляризации, или "черно-белого" мышления. Функциональное назначение С.с. состоит в том, чтобы феноменологически поляризовать в противоположных образах стороны соц. противоречия, психологически мобилизовать на его разрешение силы участников соц. процесса. С.с. - образ, полярный по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию. Свойства С.с. широко используются в практике средств массовой информации, в искусстве. Лит.: Ядов В.А. К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии//Филос. науки. 1960, № 2; Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке//Вопр. философии. 1971, № 5; Lippman W. Public opinion. N.Y., 1921; Allport G.W. The nature of prejudice. N.Y., 1958; Bargler R. Psychologie stereotyper systeme. Stuttgart, 1966. Campbell D. Stereotypes and the perception of group differences//American psychologist. 1967. Vol. 22; Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology Cambridge, 1981; Oskamp S. Attitudes, opinions and beliefs. Sage, 1990. П.Н. Шихирев.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|