|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
СОЦИАЛИЗАЦИЯ- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психология, механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном об-ве. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью к-рых человек приобретает соц. природу и способность участвовать в соц. жизни. Нек-рые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, напр., средства массовой информации, другие - на отдельных стадиях жизни. Термин С. употребляется гл. обр. в социологии и соц. психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется С. в детстве что подразумевает прежде всего семью, т. к она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя С. является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в соц. жизни. Теория и исследования С. имеют довольно значительную историю. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка к к-рым относятся: подтверждение - исключение, запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями с помощью к-рых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе С. являются стадии психосексуального развития, при к-ром происходит "развертывание" врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями об-ва. Фрейд считал, что С. ограничивается первыми 5-6 годами жизни. что вместе с его отрицанием позитивной роли соц. окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже, сохраняя идею различн. стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского. Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и соц. взаимодействия, к-рые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к др. При этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. В качестве механизмов Ж. Пиаже выделяет ассимиляцию и аккомодацию. По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах С. Ребенок усваивает новый опыт, используя существующие схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма "равновесия". Точка зрения Ж. Пиаже о значимости соц. взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символич. интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду "Я" (индивид, активное существо) и "меня" представление индивида о себе). Единство "Я" обеспечивает "генерализованный другой" в процессе соц. взаимодействия. Восприятие установок об-ва и ролей, как др. индивидов, так и генерализованного другого - основа процесса С. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его С. и значения отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные З. Фрейдом, к теории соц. действия и соц. систем. Они определяют, напр., имитацию как процесс, с помощью к-рого вследствие взаимодействия с соц. объектом усваиваются специфич. элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. Но имитация не предполагает никакого длительного отношения с моделью или отношений солидарности. Идентификация же для них означает интернализацию ценностей модели и представляет собой процесс соц. научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к "другому" - специфической или диффузной, нейтральной или эмоциональной, основанной на любви или уважении. Очевидно, что привязанности наиболее сильны и эмоционально значимы в семье. Отсюда такое значение, придаваемое С. в семье. М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы С. в об-вах, находящихся на различн. стадиях обществ. развития. Они указывали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к др. и от одного статуса к др., в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости. Они исследовали способы влияния культуры данного об-ва на характер и рез-ты жизненных изменений (переходов). Мид и Бенедикт подчеркивали, что переходными моментами являются не только отрочество, но и родительство, старость и весь жизненный Цикл. Эти взгляды являются основой многих со-зременных теорий жизненных циклов семьи и индивида. Каждому из таких циклов соответствует свой этап С. Проблемам С. уделяется большое внимание в соц. психологии, где С. определяется как процесс соц. научения, для к-рого необходимо одобрение группы. При этом индивиды развивают качества, нужные для эффективного функционирования в об-ве. С. здесь включает характеристики, приобретаемые индивидом, и психологич. механизмы, с помощью к-рых достигаются желаемые перемены. Многие соц. психологи выделяют две основные стадии С. - первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм или стадию формирования саморегуляторных процессов, на к-рой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной С. индивида. Ряд авторов рассматривают С. как двусторонний процесс, в к-ром индивиды играют активную роль в изменении своего окружения. Многие авторы подчеркивают, что С. не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь, т. к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения различн. соц. ролей. Уже у взрослого человека в условиях быстрых соц. и технологич. изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т. е. происходит ресоциализация. Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; его же. Открытие "Я". М., 1978; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; Развитие личности ребенка. М., 1987; Bandura A., Walters R.M. Socialization after childhood. N.Y., 1969; Social Psychology. Sociological perspectives. N.Y., 1981. Л.В. Ясная.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|