|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ПОТРЕБЛЕНИЕ- использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе к-рого эти продукты перестают быть потребительными стоимостями (благами). П. подразделяется на производственное и непроизводственное. Непроизводственное П. - особый процесс, входящий в обществ. производство наряду с собственно производством, распределением и обменом. В ходе его произведенные предметы потребления перестают быть потребительными стоимостями. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, в ходе к-рого удовлетворяются потребности отдельных людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности соц. организма. Непроизводственное П. - это собственно П. Производственное же П. - это само собственно производство, но выступающее потребителем средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем были. В собственно производстве потребляются не только средства производства, но и рабочая сила. П. - необходимый момент обществ. производства, без к-рого последнее существовать не может. Характер П. в том или ином конкретном об-ве зависит прежде всего от уровня развития сил производительных (см.) и типа отношений производственных (см.). Важную роль в определении характера потребления играют виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, земледелие и т. п.), а также особенности природной среды. Но наряду с этими факторами на П. в значительной степени влияли и культурные традиции, к-рые особенно сильно сказывались на личном П. Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ. развития и жившие в одних и тех же природных условиях, но относящиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т. п. С процессом личного П. связано множество различн. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные блюда и разные приемы приготовления пищи, но и свои нормы, определяющие, где, когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение. Этнич. специфика П. была особенно значительной в докапиталистич. об-вах, включая первобытное. С переходом к капитализму она начинает утрачиваться, однако этот процесс далек от завершения. Лит.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979; Этнография питания народов стран зарубежной Азии: опыт сравнительной типологии. М., 1981. ЮМ. Семенов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|