ОБЩЕСТВО ОРГАНИЧЕСКОЕ

- концепция соц. философии, легшая в основу школы в социологии органической (см.) конца XIX - нач. XX в., методологич. ориентацией к-рой является органицизм (см.), отождествляющий об-во с организмом. Придя на смену механицизму в социологии (см.), рассматривающему об-во как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, соц. органицизм рассматривает об-во в динамике, как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Параллель между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование обществ. организма, встречается в трудах Аристотеля, ряда средневековых мыслителей, Т. Гоббса и Ж. Ж. Руссо. К концу XVIII - нач. XIX в. такое представление укрепилось благодаря успехам наук о природе. В нач. XX в. концепция О.о. была взята на вооружение правоконсервативной мыслью. В трудах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда идеальное об-во мыслится как подобие живого рганизма, деятельность к-рого регулируется естественным порядком. Состоящее из разнообразных ячеек (семья, профессиональные корпорации, коммуна, регион) соц. тело предполагает преобладание целого над частью, об-ва над индивидом, к-рый имеет по отношению к нему не только права, сколько обязанности. В противовес рационалистически-индивидуалистической философии Просвещения ультраконсерваторы-радиционалисты не рассматривали об-во как механич. совокупность индивидов, вступающих друг с другом в договорные отношения: О.о. присущи соц. иерархия, неравенство, коллективные ценности, традиции и обычаи, посягательство на приводит к дезинтеграции соц. корпуса, фолетариата и соц. напряженности вызвал обращение к идее О.о. представителей соц. католицизма на рубеже веков  эту идею ставят на научн. основу социологи, стремящиеся преодолеть растущую идеологич. и соц.-политич. дифференциацию об-ва на основе органической солидарности всех его частей. Отталкиваясь от консервативной концепции О.о. и опираясь на позитивистский органицизм К. А. Сен-Симона, для к-рого разделение функций соц. организма есть фактор прогресса, О. Конт стремился синтезировать эти два направления. Спенсер сравнивал соц. систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: так, в соц. организме части сосуществуют, оставаясь раздельными. Вслед за Спенсером многие исследователи акцентировали тождество между об-вом и организмом, ссылаясь на биологию, подыскивая все новые черты сходства. П. Ф. Лилиенфельд (Россия) считал, что роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - гос-во, единственный врач, способный бороться с болезнями соц. тела. Для А. Шеффле (Германия) экономич. жизнь об-ва была равнозначна обмену веществ в организме. Стремясь избежать крайностей такого рода, большинство теоретиков предпочли идею аналогии между об-вом и организмом, подчеркивая человеческую, т. е. сознательную, природу об-ва. Согласно Э. Дюркгейму, соц. система существует как целостность в коллективном сознании и не обладает физич. реальностью, в то же время само коллективное сознание  несводимо к сознанию отдельных образующих социум индивидов. Дюркгейм указывал на появление органич. солидарности, к-рая связывает индивидов в индустриальное об-во, отличающееся высокой степенью разделения труда. Отсюда важность психологии обществ., объединяющей индивидов в соц. тело, цель к-рой - изучение коллективных представлений. Для современных исследований характерно скорее образное сравнение об-ва с организмом как одной из моделей, благодаря к-рой становится возможным построить общую теорию соц. системы. Органический подход во многом является предшественником современных системных подходов в социологии. Т.М. Фадеева.

Просмотров: 537
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Знание как деятельность
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как лечебный фактор
  • Органицизм в социологии
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Психологические направления в социологии на рубеже XIX-XX веков
  • Россия и Восток. Россия как Евразия
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Спенсер как создатель социологии
  • ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ
  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв.
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь