КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ

- часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. К.д. включает нравственность, воспитание, просвещение, право философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. К.д. характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть вкчючён в человеч. практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека. Вместе с тем К.д. (идеи, теории, образы и т. д.) может существовать, сохраняться и передаваться гл.обр. в материальной форме, - в виде книг, картин и т. п. В культуре материя выступает в преобразованном виде, в ней опредмечиваются способности и сущностные силы человека. Т.обр., противопоставление и деление культуры на материальную и духовную относительно, условно, обе они образуют единство. Духовное и материальное в культуре не статичны, не рядоположены, а выражаются друг через друга, существуют, лишь переходя друг в друга в процессе соц. деятельности людей. К.д. формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.  Благодаря К.д. могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии К.д. Ломка вековых традиций, насилие над культурой, селективный подход к культурному наследию ведут к духовному оскудению народа, утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых к культур-но-историч. наследию, не способных отличить временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеч. ценностями - факторы, способствующие деградации об-ва, дестабилизации обществ. структур. Лит.: Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы. М., 1981; Категории философии и категории культуры. Киев, 1983; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Культура в светском обществе. М., 1988. И.Б. Орлова

Просмотров: 775
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • Говорить наперебой (вперебивку, перебивая друг друга)
  • ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ МИРА
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • КУЛЬТУРА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
  • КУЛЬТУРЫ НЕРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
  • КУЛЬТУРЫ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • Модели модернизации хозяйственной культуры
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Навыки культуры поведения
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОИЗВОДСТВО ДУХОВНОЕ
  • Паралингвистический аспект культуры общения
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Пространственные факторы хозяйственной культуры
  • РЕГИСТРА ЛЮДЕЙ ШКАЛА"КАТЕГОРИИ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Социально-педагогическая культура человека
  • Социально-педагогическая культура человека
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь