ИНТЕРВЬЮ

(англ. interview - беседа с глазу на глаз) - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. И. применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. В истории И. можно выделить начальный период, когда оно применялось в основном в психиатрии в качестве клинич. глубинной беседы с пациентом. При этом И. использовалось как в качестве метода получения информации о больном, так и в качестве метода оказания терапевтич. воздействия. С развитием эмпирич. социологич. исследований И. постепенно становится одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием (см.). В отличие от последнего И. осуществляется при помощи специального подготовленного для этого лица - интервьюера. В нек-рых случаях социологи сами выступают в роли интервьюеров. В основе И. лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы "извне" программой и задачами социологич. исследования. В силу этого И. как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне "псевдообщение", при к-ром возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех И., качество получаемой информации. Специфика И. состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность И., по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Др. исследователи считают И. "королевским путем" в познании соц. явлений (Р. Кёниг). С методологич. т.зр. именно И. представляет тот специфич. метод исследования, к-рый характерен для соц. познания. В физике, напр., нет такой возможности, как в социологии, ибо "скалы не разговаривают" (М. Вебер). То обстоятельство, что полученная в И. информация частично формируется, уточняется непосредственно в процессе общения сторон, выдвигает, в отличие от анкетного опроса, особые требования к методологии анализа и обобщения данных И. Это касается, с одной стороны, необходимости учета возможности воздействия целевых установок интервьюеров на поведение и мнения опрашиваемых. С другой стороны, непосредственное общение с опрашиваемым, эмоциональный контакт создают особые условия для более глубокого понимания объекта, чего не может дать ни одна, даже очень хорошая, анкета. Возможность сочетания метода опроса и наблюдения в едином исследовательском акте, безусловно, следует отнести к преимуществам И. Для проведения социологич. исследования методом И. требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств интервьюера во многом зависит успех И. Как правило, социологи предварительно разрабатывают подробный план И. с указанием конкретных тем, к-рых должен касаться в беседе интервьюер. План И. служит ориентиром в беседе с опрашиваемым. Чаще, однако, социологи подготавливают опросный лист,  в к-ром даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Процедура И. предполагает: а) выбор объекта (т. е. лица, с к-рым следует проводить И.); б) определение места и времени проведения И.; в) запись ответов и окончательное оформление материалов. Выбор опрашиваемого производится в строгом соответствии со структурой выборки исследования либо социологом, либо интервьюером. Чтобы интервьюер мог самостоятельно отобрать людей для И., социологи снабжают его инструкцией, описывающей процедуру отбора и требуемые характеристики.  Инструкция предусматривает также возможность замены опрашиваемого, если тот отказывает в беседе или по какой-то причине отсутствует. Выбор объекта - довольно трудоемкая процедура, требующая настойчивости, умения общаться с людьми, большой добросовестности. Определение места и времени проведения И. также либо задается предварительно социологом в программе исследования, либо осуществляется интервьюером "на поле", исходя из конкретной ситуации. При этом очень важно, чтобы были обеспечены возможно одинаковые условия места и времени проведения И. для всех опрашиваемых. Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В нек-рых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, к-рый ведет подробную запись. Нередко запись беседы проводят с использованием технич. средств (диктофонов, магнитофонов), в частности при опросах обществ. мнения и в журналистике. В отечественной социологич. практике И. применяется значительно реже, чем анкетный опрос.  Основными сферами применения И. являются пробные, пилотажные исследования, изучение обществ. мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выбороч. беседы при анкетных исследованиях. Лит.: Свенцицкий А.Л. Интервью как метод конкретного социологического исследования//Философские науки. 1965, №4; Новиков Н.В. Специфика и проблемы интервью как техники исследования//Социальные исследования. М., 1970. Вып. 5; Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью в социологических исследованиях//Труды Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута. М., 1971. Вып. 60; Воронов Ю.П. Методы сбора социологической информации. М., 1974; Рабочая книга социолога. М., 1983; Как провести социологическое исследование.  М., 1985; Погосян Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985; Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987; Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Payne S.L. The art of asking questions. Prinston, 1951; Goode W., Hatt P. Methods in social research. N.Y., 1952; Hyman H.H. Interviewing in social research. Chicago, 1954; Robert L.K., Charl F.С The dynamics of interviewing. N.Y., 1957; Fen-lasson A.F. Essentials in interviewing. N.Y., 1962; Handbuch der empirischen Sozialforschung. Stuttgart, 1969. Г.А. Погосян.

Просмотров: 2907
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Группа как субъект общения
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • Инструкция для интервьюера
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • МЕТОД (БЕСЕДЫ, ИНТЕРВЬЮ)
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Методы сбора первичной социологической информации
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОТЕРИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ
  • Процедура прикладного социологического исследования
  • Рабочий план прикладного социологического исследования
  • Расставание как феномен общения
  • Рефлексия как механизм общения
  • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Специфика невербального общения при аддикции
  • Эмпирическая схема объекта исследования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь