|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ- массовые действия представителей к.-л. одной большой соц. группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или обществ. интересов, удовлетворение потребностей. В тех случаях, когда соответствующие действия реализуются в деятельности государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к гос-ву, более того, связываются с завоеванием государственной власти, Д.с. приобретает характер движения политического (см.). Нередко массовые действия соц. групп по обеспечению своих интересов не принимают политич. характера, не направлены на завоеванш государственной власти (напр., движение за альтернативную медицину). Это движения за восстановление гражданского достоинства людей и обеспечение прав, за улучшение условий труда и жизни (во многих случаях приобретающие форму забастовок), за возрождение и защиту нац. культуры, охрану природы и др. Одни из таких Д.с. оказываются в большей мере политизированными, другие - в меньшей, но в них всегда можно видеть собственное соц. содержание. Бывает, что это содержание имеет прогрессивный характер, напр, возрождение и защита нац. культурных ценностей, а их политич. ориентация приобретает реакционную направленность - на обострение соц. и межклассовых противоречий, против демократизации об-ва, за восстановление или сохранение антидемократич. авторитарных структур и порядков. Широкий размах во многих странах принимают в современную эпоху такие Д.с, как женское и молодежное. В нек-рых своих аспектах в развитых формах они включают в себя требования к гос. власти, т. е. приобретают политич. характер. Но во многих аспектах эти движения не имеют политич. направленности, не выходят за рамки соц. сферы, напр., молодежь стремится отстоять нек-рые свои формы культуры, стиля поведения и т.п. Типич. пример Д.с. - развернувшееся в США так называемое движение "консьюмеризма", направленное на защиту интересов массового потребителя от монополистич. торговых и промышленных фирм, к-рые стремятся бесконтрольно взвинчивать цены, пускать в продажу недоброкачественные товары, разного рода суррогаты, отрицательно влияющие на здоровье людей, и т. д. Масса потребителей может рассматриваться как особая, вычлененная по специфич. основанию соц. группа в ее противопоставлении др. соц. группе, занятой производством и продажей товаров массового потребления. Задача социологич. исследований заключается в выявлении направленности Д.с, их соц. базы, эффективности деятельности. Лит.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969; Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979; Социальные движения и развитие общественной мысли. М., 1981. Ю.Е. Волков
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|