Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ- простейшая единица соц. деятельности; понятие, введенное в научн. оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение др. людей, причем, под "другими" понимаются как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей. Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях: 1) если это сознательное действие, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) если оно ориентировано на поведение др. людей. Главное здесь - сознательная ориентация действующего индивида на реакцию др. людей, на взаимодействие с к-рыми он рассчитывает; такую ориентацию Вебер определяет с помощью понятия "ожидание". Действие, не содержащее такого ожидания хотя бы в минимальной степени и не предполагающее определенной меры осознанности этого ожидания, не является Д.с. Акцентируя элемент осознанности Д.с. действующим индивидом, Вебер отказывается отнести к Д.с, во-первых, единообразное поведение многих людей, коль скоро оно не является рез-том сознательной их ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях; во-вторых, действие индивида, коль скоро оно не есть рез-т его сознательного волеизъявления, но совершено под влиянием импульсов, не прошедших через сознание и не осмысленных (речь идет прежде всего о действиях, совершаемых в толпе в рез-те неосознанного "подражания" или "заражения" общим настроением; они, по Веберу, предмет уже не социологии, а психологии). В том случае, когда действие хотя и соотнесено с действиями др. людей, но "в обход" человеческого сознания, человек не может рассматриваться в качестве его субъекта в точном смысле слова, целиком и полностью отвечающего за свои поступки, - ход мысли, обнаруживающий юри-дич. истоки веберовского понимания Д.с. Вебер признает, что далеко не веет но провести четкую границу между ос и неосознанной ориентациями индивида как н" поведение других, так и на смысл собствен-действия. Эта четкость достижима лишь в г, ках чисто теоретич. конструкции, каковой и является понятие Д.с. в качестве типа идеалъногс (см.), чистой модели целенаправленного действия индивида, сознательно ориентированного на возможную реакцию на него др. людей. Поскольку основной характеристикой Д.с. как ориентированного на поведение "другого" ("других") является именно сознательность, рациональная осмысленность этой ориентации, постольку и классификация типов Д.с, предложенная Вебером, основана на учете меры и степени этой сознательности и рациональности, обнаруживаемых в рамках каждого данного типа Д.с. (или шире соц. поведения): целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие. Каждый из этих типов действия, взятый в отдельности, не рассматривается Вебером как Д.с, коль скоро в нем нет еще осознанной ориентации на ожидание "другого" ("других") участников соц. взаимодействия. Акцент на сознательности, рациональной осмысленности Д.с. позволяет Веберу ограничить свою "понимающую социологию", ориентированную на рациональное постижение осознанного человеческого действия как причины соответствующего действия (действий, деятельности вообще) "другого" или "других", с одной стороны, от "массовой психологии" Г.Лебона и "социологии подражания" Г. Тарда, а с др. - от тех со-циологич. ориентации, к-рые усматривают специфику социологии в том, что она рассматривает соц. реальность как складывающуюся "за спиной" индивидуального человеческого сознания, так что человек с его целями и устремлениями рассматривается лишь как следствие соц. процессов, но не как их причина (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др. сторонники - реализма социологического (см.)). Веберовская концепция Д.с. свое дальнейшее развитие, сопровождавшееся все более глубоким и решительным преобразованием ее отправных понятий, получила у Т. Парсонса, включившего ее в свою общую теорию соц. поведения человека. Не приняв вполне сознательных ограничений, при условии к-рых Вебер только и мог истолковать Д.с. как действие самостоятельного и свободного, сознательного и отвечающего за свои поступки индивида, Парсонс вводит в толкование понятия Д.с. два момента, детерминирующих его, заставляющих понять Д.с. в качестве элемента более широкой и всеобъемлющей системы - системы человеческого действия вообще. При этом понимание действия все больше сближалось с пониманием поведения. Поскольку речь шла о сознательном человеческом действии, постольку сама его "сознательность" рассматривалась как следствие определенной работы механизма человеческого сознания, ставящего сознательное в зависимость от "бессознательного". Поскольку же речь шла о человеческом действии, сознательно ориентированном на поведение (и ожидание) "другого", "других", постольку эта ориентация также была истолкована в аспекте не причины, а следствия: она была поставлена в зависимость от действующих как бы "за спиной" индивидов механизмов "институционализации" ценностей и "образцов" культуры, превращающих их в принудительно действующие "нормы" человеческого поведения, обязательные "требования", предъявляемые к нему. "Общая система человеческого действия", включающая наряду с "соц. системой" также "систему личности" и "систему культуры", предстала, т.обр., как система детерминаций, вновь превращавших субъектов Д.с. из причины определенных соц. процессов в следствие, причем не только соц., но и социокультурных, глубинно-психологич. (совершающихся в бессознательных "недрах" личности) и т. д. механизмов, обусловливающих человеческое поведение. В качестве центрального понятия теории соц. поведения Д.с. выдвигается также в социологич. концепциях Ф. Знанецкого, Р. Макайвера, Г. Беккера. Лит.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Ю.Н. Давыдов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|