АНАЛИЗ РЕГРЕССИОННЫЙ КАЧЕСТ­ВЕННЫЙ

– группа методов многомерного ана­лиза данных, позволяющих оценить влияние нескольких качественных (классификационных или номинальных) независимых признаков X (предикторов) на зависимый признак Y. К таким методам относятся метод регрессионного анали­за с дихотомич. переменными (РАД), множест­венный классификационный анализ (МКА), мно­жественный номинальный анализ (МНА) и др. Методы объединены в одну группу, т.к. позволя­ют решать один и тот же набор задач, к-рый ставится в классич. регрессионном анализе: 1) вы­явить объясняющую способность каждого предикатора при условии его независимости от других предикторов и при закрепленном влиянии др. предикторов; 2) выявить объясняющую спо­собность каждого предиктора сверх того, что объяснено др. переменными; 3) выявить объяс­няющую способность предикторов, взятых вместе; 4) предсказать значение зависимого признака Y при условии, что известны значения предик­торов; 5) определить, насколько хорошо пред­сказанные значения Y отличаются от реально наблюдаемых. Различие методов МКА и МНА определяется шкалой зависимого признака, в МКА он интервальный или числовой, в МНА – классификационный. Метод РАД дает возмож­ность использовать обычный аппарат количест­венного регрессионного анализа для изучения влияния номинальных признаков путем кодиро­вания градаций предикторов дихотомич. пере­менными, к-рые принимают значение 1 для респондентов или объектов, принадлежащих соот­ветствующей градации, и 0 – для остальных. Здесь зависимый признак также может быть количественным (интервальным) либо дихотоми­ческим. В методе РАД различие шкалы зависимого признака не приводит к различию метода оценки параметров, но влияет на их интерпре­тацию. МКА позволяет оценить "поведение": как отдельных респондентов, так и групп, задавае­мых различ. наборами значений предикторов, т. е. выявить среднее значение Y либо регресси­онную зависимость для таких групп. В этом со­стоит осуществление т.н. индивидуального про­гноза с помощью модели:

где i – номер предиктора, j – номер градации i-го предиктора, к-рый принадлежит r-му рес­понденту, р – число предикторов. Коэффици­енты влияния а., оцениваются таким образом, чтобы обеспечить наилучшую "подгонку" наблюдаемых данных и свести к минимуму критерий суммы квадратов ошибок, т. е., , где N – число респондентов (объектов).

Коэффициент влияния аij, интерпретирует­ся как отклонение средней j-й градации г-го пре­диктора для зависимого признака от среднего значения Y для всей выборки. На основании зна­чений а., рассчитываются оценки связи предикторов с зависимым признаком как отдельно, так и в связи с др. предикторами (с учетом коррелированности), а также совместная связь всех при­знаков модели, т. е. множественный коэффици­ент корреляции R, квадрат к-рого определяет объясняющую способность модели. Индивидуаль­ные прогнозные значения Y определяются на основании равенства (1). МНА связан концептуально и алгоритми­чески с методом МКА, т. к. основан на параллельном применении МКА к серии υ регресси­онных моделей типа (1), где υ равно числу не­пустых градаций зависимого классификацион­ного Y. Меняется только интерпретация оценок {}l, {}l и {аij} l=1, ... , . Вместо средних значе­ний Y и отклонений от средних aij в МКА имеем частоты распределений по выборке  по мо­дели {Y}l и частотные отклонения {аij}l. Прогноз состоит в выборе максимального значения из на­бора вероятностей (частот) {Y}l для определен­ного сочетания значений Х-ов. На основе рез-тов анализа исследователь получает возможность активно влиять на фор­мирование шкал предикторов, выбор самих пре­дикторов, глубже проникая в механизмы взаи­мосвязей предикторов с зависимой переменной. Такое активное взаимодействие с данными не ограничивается к.-л. автоматич. селективным процессом, как часто бывает с др. методами и программами, дает возможность повышать как объяснительную, так и предсказательную функ­ции методов и вместе с тем их практич. направ­ленность. Лит.: Типология и классификация в социологиче­ских исследованиях. М., 1982; Аргунова К.Д. Качествен­ный регрессионный анализ  в социологии. Методическоепо­собие. М., 1990; Baker E.L. ets. Searching for structure. Ann Aibor, 1973; Morgan J.N., Messenger R.C. THAID – se­quential analysis program for nominal dependent variables. Ann Arbor, 1973. К.Д. Аргунова

Просмотров: 1151
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Второе значение образования как результата
  • Выбор дисциплин для изучения
  • Выбор курсов для изучения
  • Животные как модели
  • ЗАКОН ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  • ЗНАЧЕНИЯ, АНАЛИЗ
  • КЛЕТКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АКТИВНОСТИ
  • КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ПРОИЗВОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПИРСОНА
  • КОЭФФИЦИЕНТЫ ПАРНОЙ СВЯЗИ НОМИНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • СРАВНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ СВЯЗИ НОМИНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТРУБКА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ СРЕДНЕГО УХА
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"
  • Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь