ПАТРИАРХАТ

– в теоретических моделях феминизма – особая система контроля над производительными и репродуктивными способностями женщин (а также детей). Понятие патриархата анализируется посредством выявления исторических, социально-экономических и социокультурных форм и типов мужского доминирования, подчиненности (субординации) женщин, гендерного распределения власти и гендерно обусловленного насилия. С точки зрения права патриархат интерпретируется как гендерная дискриминация.

К. Миллетт определяет патриархат как "отношения, созданные властью", в которых одна группа людей (женщины) управляется и контролируется другой (мужчинами). Согласно К. Миллетт, существует три института патриархата: семья, общество и государство. "Будучи орудием общества, семья не только побуждает своих членов к приспособлению и подчинению, но действует в качестве подразделения правительства патриархатного государства, которое управляет своими гражданами через глав семей" (Millett K, 1985).

В рамках феминизма существуют различные теоретические модели патриархата. Полемика ведется относительно исходной методологической позиции: является ли патриахат самостоятельной (транс-исторической) формой господства мужчин над женщинами, или же выступает как часть более общей системы социального и экономического контроля, складывающейся на основе классовых, этнических, социокультурных отношений в рамках определенной общественно-экономической формации (феодализма, капитализма). Фактически спор идет о том, является ли патриархат "системой", или частью "системы". Эта дискуссия описывается в литературе как полемика между сторонниками истолкования патриархата как "единой" или как "двойственной" системы. В первом случае патриархат как форма контроля рассматривается самостоятельно; во втором – в связи с другими формами социального и экономического контроля.

Сторонники понимания патриархата как "единой системы" (марксистский феминизм, радикальный феминизм) подвергаются критике за неспособность адекватно объяснить, почему капитализм и другие классовые общества принимают форму патриархата. В свою очередь, защитников интерпретации патриархата как "двойственной системы" упрекают за то, что они игнорируют собственную внутреннюю логику и закономерности развития патриархата, а также не сумели объяснить взаимодействие патриархата с другими формами социального и экономического контроля.

Отдельно следует выделить позицию неомарксистских феминистов. Так, Нэнси Фолбр (Nancy P. Folbre) считает, что патриархат следует рассматривать не как систему контроля, а как способ производства  отношений подчинения и доминирования. В рамках такого подхода "патриархатный капитализм" выступает как целостная формация, которая включает в себя два взаимодействующих, но существующих в отдельности друг от друга способа производства" (Folbre, 1996). На близких методологических позициях в понимании патриархата находятся также последователи постмодернистского феминизма (Ю. Кристева, Л. Иригарэ и др.), которые определяют патриархат как процесс смыслового конструирования отношений власти, в ходе которого "мужские дискурсы" становятся господствующими, а "женские" – маргинализируются.

Различия в понимании патриархата обнаруживают в себя в теоретических моделях гендерной социологии, экономики, психологии, культурологии и т.д., а также в концептуальных разработках интеграции комплексного гендерного подхода в политику и практику.

Просмотров: 549
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический глоссарий гендерных терминов, 2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Возникновение психологии как науки
  • Группа как субъект общения
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • Животные как модели
  • Игра как форма общения
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Образование как система
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как процесс
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Социализация как процесс
  • Спенсер как создатель социологии
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь