|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.
ЭГО-СЕТЬ, или личная сеть- совокупность социальных связей отдельного индивида (эго). Э.-С. называют также частной (partial), чтобы подчеркнуть отличие от полной сети - отношений между всеми членами группы. Критериями связей в Э.-С. могут быть родственные и дружеские отношения, знакомства, источники информационной или эмоциональной поддержки. Э.-С. классифицируют по двум основаниям: количеству разрешенных выборов (N) и радиусу связей (k). В массовых опросах со случайным отбором индивидов, напр., в Генеральном социальном опросе (GSS, Центр исследования общественного мнения, Чикаго, США), N устанавливают небольшим, от 5 до 9. Такие опросы обычно проводят для изучения структуры связей в генеральной совокупности. Ограничение на количество делаемых выборов облегчает анализ данных, но снижает их достоверность. Другой недостаток связан с тем, что в небольших по размеру сетях изменчивость структурных свойств невелика. В исследованиях локальных сетей или личных связей N устанавливают заведомо большим или не ограничивают. Большинство работ по Э.-С. в социальных науках выполнено для единичного радиуса, т.е. измеряются непосредственные контакты индивида и связи между этими контактами. В работах по социальной диффузии (в социологии коммуникаций и в эпидемиологии) интерес представляют связи большего радиуса, для измерения которых обычно используют метод снежного кома. Теоретически при неограниченных N и k частная сеть превращается в полную. Естественный размер Э.-С. единичного радиуса, размер которой не задан исследователями, зависит от использованного критерия связи. По американским оценкам, для знакомств размер Э.-С. составляет от 500 до 2500 человек, для близких знакомств (периодическое обсуждение личных проблем) - от 6 до 67 со средним значением 19. Э.-С. используются в социологии для оценки структурных свойств генеральной совокупности, для изучения социальной поддержки (Б. Уэлман), рыночной конкуренции (Р. Бэрт), распространения новшеств и слухов (Д. Кракхард), наркотиков и болезней, передаваемых половым путем (Т. Валенте). Социальная эпидемиология сегодня выступает в качестве основной площадки прикладных исследований. Основным средством получения информации является опрос, изредка привлекают метод наблюдения, медицинские записи, архивные данные, средства технической регистрации контактов. Набор методов анализа Э.-С. весьма ограничен скорее по концептуальным, а не формальным математическим соображениям. Ряд аналитиков выражают сомнение в способности респондентов давать точные сведения о своих связях. При свободном припоминании индивиды склонны переоценивать сильные и умалчивать о слабых связях. В анализе данных массовых опросов обычно рассчитывают простейшие показатели для каждого эго (напр., плотность сети без учета самого эго) и затем эти показатели соотносят с другими характеристиками эго (возрастом, полом, социальным статусом). Для Э.-С. большого размера применяют меры центральности, идентификацию сплоченных подгрупп, а также методы реконструкции структуры и/или топологии сети, такие как многомерное шкалирование и кластерный анализ (К. Макарти). Эти подходы позволяют изучать не только структурные свойства индивидуальных сетей, но и делать обобщения для сетевых характеристик, общих для представителей той или иной культуры. В последнее время разрабатывается аппарат алгебры локальных ролей (Ф. Патисон, Р. Брейгер, М. Мандэл). Развитие новых методов получения информации и анализа данных об Э.-С. является одной из самых актуальных задач структурной социологии. С.В. Сивуха
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|