СОБСТВЕННОСТИ ИНСТИТУТЫ

- исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей по присвоению полезного эффекта блага, социальной функции и т.п. Объектом анализа здесь выступает поведение субъекта: прежде всего те его свойства и качества, которые актуализируются в деятельности; правила и алгоритмы поведенческих действий; организационные и нормативные условия деятельности и тому подобное.

С.И. характеризуются наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных ролей типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющего поведения. Главная функциональная цель - это упорядочение (регулирование) и воспроизведение социальных процессов персонифицированного присвоения в рамках качественно определенных отношений собственности для сохранения их стабильности и поддержания равновесия их структуры.

Другими общесоциальными функциями С.И. являются: 1) закрепление и воспроизводство конкретных отношений собственности; 2) обеспечение коммуникации между людьми в процессе извлечения и присвоения полезного эффекта; 3) трансляция социального опыта.

Общеэкономическими функциями С.И. можно считать: включение (вовлечение) людей, материальных и иных благ в отношения и деятельность по извлечению и присвоению полезного эффекта; обеспечение персонифицированного движения продукта в воспроизводственном цикле; регулирование процессов индивидуального присвоения. С.И. могут быть охарактеризованы как с точки зрения их внешней, материальной структуры (организационная характеристика), так и с точки зрения внутренней - с позиций содержательного анализа его деятельности (функциональная характеристика). Для осуществления своих функций они в обязательном порядке включают в себя определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных типичных ситуациях, которые и составляют содержание института. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы, они закреплены нормами права либо иными социальными нормами.

К компонентам С.И. обычно относят: субъекта(ов) присвоенческой деятельности (собственника, собственников) с присущими ему (им) социально значимыми свойствами; роль, которую выполняет субъект в рамках института; нормы, которые регулируют поведение субъекта. Собственник характеризуется через совокупность следующих категорий: социально-экономическое положение субъекта относительно других субъектов (его статус как совокупность характеристик исходной позиции в отношениях, фиксация его прав и привилегий, перечень возможных видов и форм поведения); его потребности (материальные и социальные), интересы, мотивы и цели, доступные субъекту средства реализации стремлений. Роль (предприниматель, продавец, менеджер и т.п.) рассматривается как организованная система поведения и социальных отношений, в которой реализуются социально значимые свойства субъекта, в частности, социальные способности, а также интересы, мотивы. Предпосылкой реализации собственником своей роли выступает его деятельностный потенциал, содержанием которого является совокупность специфических трудовых и социальных способностей. Норма трактуется как мера, определяющая стандарт поведения собственника и отношения к нему других членов общества. Посредством ее оценивается их статус, роль, деятельность и определяются санкции по отношению к тем, кто допускает девиантное (отклоняющее) поведение. Структура социальной нормы включает: описание типа поведения, которое требуется от лица; предписание, т.е. требование в связи с этим правилом; оценка; санкции. Полнота характеристики С.И. требует описания аппарата по обеспечению реализации норм, а также материальные условия функционирования института.

Е.К. Медведев

Просмотров: 1049
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • "F53" Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
  • F53.0 Легкие психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
  • F53.1 Тяжелые психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
  • БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА
  • Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Моделирование поведения похожих людей
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • Нормативное регулирование поведения
  • ОПЕРАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАГИРУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
  • Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
  • ПОВЕДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
  • Поведения характеристика
  • Психологические свойства деятельности
  • Развитие социального поведения людей
  • Рационализация процессов деятельности
  • Регулирование организационного поведения (ОП Рег)
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь