Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СМОЛЛ Альбион



СМОЛЛ Альбион

(1854-1926) - американский ученый, основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго (1892), основатель Американского социологического общества, профессионального журнала "American Journal of Sociology", издатель первого американского учебника по социологии.

Заимствовав у Ратценхофера гипотезу конфликта интересов и исходя из того, что интересы являются первичными элементами общественных действий, С. предложил считать категорию интереса основной единицей социологического анализа и концепции социального процесса.

Уделяя категории "интерес" особое внимание, С. тем не менее не сумел выработать корректного определения ее, поскольку в общих чертах под интересом он понимал лишь "неудовлетворенную способность, соответствующую нереализованному условию, и ее предрасположенность к такой перестройке, которая была бы направлена на реализацию указанного условия".

Полагая, что жизнь индивида в обществе сводима к процессу приспособления и удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремится удовлетворить собственные интересы за счет других людей, С. утверждал, что эти простейшие образы действий вполне возможно проследить в поведении индивидов и даже классифицировать их.

Осуществляя эту классификацию, С. сделал вывод, что вся общественная жизнь является результатом взаимодействия шести общих классов интересов, ориентированных на здоровье (пищу, сексуальные отношения), благосостояние (владение вещами), общение, познание, красоту и справедливость (правоту). Подчеркивая особую силу интереса справедливости, С. вместе с тем отмечал, что любой класс интересов притязает на абсолютное доминирование, в результате чего реализуется постоянный конфликт разных классов интересов, выступающий формой выражения их всеобщей связи.

По мнению С., вокруг мощных носителей различных интересов и образуются различные общественные группы и институты. Причем в силу самой природы данных социальных общностей конфликт между ними становится в первую очередь конфликтом интересов.

Психологическая акцентировка социальных проблем, характерная для творчества С., содействовала его частичному отходу от прямолинейного социал-дарвинизма, что выразилось в предложении трактовать социальный конфликт  как одну из возможных форм взаимодействия людей.

Истолковывая процесс общественного развития как результат постоянно возрастающего взаимопереплетения интересов индивидов, С. уделил большое внимание проблеме перехода от социального конфликта к социальному согласию. По С., этот переход должен осуществляться с учетом того, что "все социальные проблемы  являются проблемами отношений личных единиц, которые имеют в себе определенную инициативу, выбор и силу. Этому личному уравнению должна быть приписана его реальная ценность".

В наиболее концентрированной форме суть социологических ориентаций С. следует из его афоризма, предвосхитившего психологическое направление как в классической, так и в современной социологии Запада: "Нет ничего социального, что не являлось бы психическим".

Придавая большое значение поиску практических возможностей использования социологии для постепенного улучшения всех общественных институтов, С. утверждал, что социология в ее прикладном аспекте может и должна выступать в качестве эффективного компонента "социальной технологии", направленной на гармонизацию социальных структур и отношений.

Существенно важным моментом в теории С. стала формулировка им практической задачи социологии, в качестве которой он рассматривал установление гармоничных внутренних и внешних отношений социальных групп и институтов путем изменения содержания и направленности психических процессов.

В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Просмотров: 2018
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ
  • ГРУППА ИНТЕРЕСОВ
  • ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
  • Группа интересов
  • Группы интересов
  • Группы интересов (INTEREST GROUPS)
  • Динамика социальных институтов
  • ИНТЕРЕСОВ ОПРОСНИК (или ТЕСТ)
  • ИНТЕРЕСОВ ПАРТИКУЛЯРИЗМ
  • Измерение профессиональных интересов
  • Инвентари интересов
  • Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла
  • Интересов опросники (тесты)
  • КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • ОПРОСНИКИ ИНТЕРЕСОВ
  • Область человеческих интересов
  • Обозрение профессиональных интересов Кьюдера
  • Общность интересов
  • ПОЛЯРИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, БЛАНК
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ОПРОСНИК
  • Переговоры на основе взаимного учета интересов
  • Представительство интересов
  • Психологическое направление в социологии
  • СТРОНГА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, БЛАНК
  • СТРОНГА-КЭМПБЕЛЛА, ОПРОСНИК ИНТЕРЕСОВ
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь