ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (девиантное)

(от лат. deviatio - отклонение) - поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.

В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих П.О. в ракурсе нарушения норм права, социология использует более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм. Она относит к П.О. не только преступления и иные правонарушения (гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и т. д.), но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т. п.

П.О. как социальное явление имеет определенные исторические корни, характеризуется устойчивостью и массовостью. Разнообразие социальных норм, действующих в обществе, - нравственных, религиозных, эстетических, политических, правовых и др. - влечет за собой разнообразие девиаций (социальных отклонений). Со временем как социальные нормы и правила, так и социальные отклонения претерпевают изменения. То, что ранее считалось девиантным, может превратиться в норму поведения и наоборот. Возникновение новых законов и правил влечет за собой и новые виды девиаций. Поэтому социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер.

Социальное отклонение может быть воплощено как в отдельном поступке личности, так и в череде поступков, характеризующих поведение индивида. Девиантный характер может носить также и деятельность социальных групп (к примеру, семьи), оказывая негативное влияние на взаимоотношения индивидов внутри и вне этих групп. В деятельности представителей коллективов и организаций П.О. может проявляться в форме бюрократизма, местничества, взяточничества, отступления от правил добросовестной конкуренции, уклонения от уплаты налогов, протекционизма, приписок, а также других нарушений установленных правил и предъявляемых к ним правовых, организационных или нравственных требований.

Нарушение социальных норм имеет место и в сфере межгосударственных и внутригосударственных отношений, что ведет к увеличению широты распространения социальных отклонений и ужесточает социальные последствия П.О., выражающегося в актах агрессии, геноцида, терроризма, апартеида, рабства, торговли людьми, пиратства, разрушения или уничтожения культурных ценностей и т. п. Наиболее опасные виды П.О. ряд авторов относит к разряду социальной патологии.

В историческом аспекте возникновение социологии П.О. связывается с именем Э. Дюркгейма , предложившего концепцию аномии ("разрегулированности", "безнормия"). По его мнению, аномия является следствием кризисов и резких общественных перемен и представляет собой такую ситуацию в обществе, которая характеризуется ослаблением или разрушением норм, противоречивостью правил, регулирующих социальные отношения.  В результате этого индивиды теряют социальную ориентацию, что способствует развитию девиантного поведения. Так, в работе "Самоубийство" он отмечал, что в периоды экономических спадов и подъемов растет число самоубийств, показывая, что социальная дезорганизация является причиной П.О.

Понятие аномии использовал и развил Р. Мертон . С его именем связано создание теории П.О. Он указал на несогласованность, разрыв между определенными культурой общества целями и институциализированными (социально одобряемыми) средствами их достижения. Доступ к желаемой цели (например, достижению богатства) для представителей некоторых социальных групп ограничен или недоступен в силу занимаемого ими положения в существующей социальной структуре. И в этих случаях индивиды прибегают к девиантным способам достижения цели. Мертон приводит классификацию типов поведенческих реакций индивидов на конфликт между целями и средствами их достижения ("конформизм", "инновация", "ритуализм", "ретризм" - уход от действительности, "бунт"). В этом перечне только конформизм является типом не девиантного поведения.

В социологии проблемы П.О. рассматривались также в культурологических теориях, усматривающих причины социальных отклонений в конфликте между нормами субкультур и доминирующей культуры. Э. Сатерленд - автор теории дифференцированной связи, разработанной в 1930-е, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация зачастую является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения. В 1950-е А. Коэном была разработана концепция деликвентных субкультур. В концепции дифференцированных возможностей Р. Клауорда и Л. Оулина (1960-е) отмечалось, что для индивида может быть весьма привлекательным использование ролевой модели поведения добившихся успеха девиантов, поскольку это может открыть для подражателя, ограниченного в доступе к законным средствам достижения цели, благоприятные возможности повторения успеха.

В теории стигматизации ("клеймения") Г. Беккер, Э. Лемерт, И. Гофман и др. указывали, что социальные отклонения являются результатом негативной социальной реакции (оценки) со стороны общества, присвоения индивиду "ярлыка" девианта. На социологию П.О. оказала заметное влияние и теория символического интеракционизма , в которой для характеристики П.О. было использовано понятие "карьера". Г. Беккер использовал его для обозначения этапов карьеры курильщика марихуаны (от обучения технике потребления наркотического средства до обучения получению наслаждения от курения).

В рамках конфликтологического подхода проблемы П.О. разрабатывались "радикальными криминологами" (О. Турк, И. Тэйлор, П. Уолтон, Д. Янг).

Столь сложное и многообразное социальное явление как П.О. является предметом исследования целого ряда отраслей научного знания - социологии, криминологии, психологии, психиатрии, этики, педагогики, конфликтологии и др. К важнейшим направлениям социологических исследований П.О. можно отнести выявление причин, вызывающих девиацию, а также условий, способствующих их возникновению и развитию, механизмов их образования и степени распространенности; изучение структуры и динамики антиобщественного поведения (прежде всего преступности), его региональных особенностей; изучение личности девианта, процесса ее социализации; исследование девиантных субкультур. Весьма важным направлением является разработка методов и средств социальной и индивидуальной профилактики П.О., прогнозирование социальных отклонений и др.

О.Г. Лукашова

Просмотров: 1325
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМ
  • ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Расстройство поведения без нарушения общественных норм
  • РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ (МКБ 312.0)
  • РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ С НАРУШЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ (МКБ 312.1)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В РОССИИ
  • Теории преступности и девиантного поведения
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Упирать на что-л
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь