ПИСАРЕНКО Иван Яковлевич

(1926-1996) - белорусский социолог, кандидат философских наук (1975), профессор кафедры социологии Белгосуниверситета (1991). Участник Великой Отечественной войны, имел три ранения, награжден боевыми орденами и медалями. В науку П. пришел в 1969 (Институт философии и права Академии наук БССР). С 1973 - педагогическая и научная деятельность в БГУ. На кафедре социологии БГУ работал с момента ее создания в 1989.

В области теоретических и практических проблем педагогической деятельности П. исследовал процесс формирования профессиональной этики как таковой и особенности педагогической этики. П. отмечал, что "особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы" и что "моральные кодексы возникают в результате необходимости регулирования поведения профессионалов в тех областях деятельности, которые в результате социальных изменений выдвигаются на передний план  и их роль становится исключительно значимой". Специфика педагогической этики определялась им как ориентация на активный гуманизм и коллективизм, основанные не только на взаимном уважении и помощи, но и на взаимной требовательности и взыскательности. Отдавая отчет в динамизме развития социальных систем и институтов, П. указывал на необходимость пересмотра "характера и содержания спорных норм педагогической морали".

Находясь у истоков формирования проблемного поля отечественной социологии управления, П. изучал вопросы стиля управления в трудовом коллективе, теоретических основ делового общения, теории и практики социального планирования (в т.ч. относительно молодежи, трудового коллектива, досуга, образа жизни, личности). Работая на кафедре социологии, П. разработал и читал ряд оригинальных спецкурсов, которые легли в основу специализации студентов: "Социология управления", "Социология труда", "Этика управления", "Социальное планирование и прогнозирование" и др.

На протяжении многих лет своей научно-исследова-тельской практики, по признанию П., он вынашивал идею формирования единой социологической методологии, фундировавшей самостоятельный статус социологии и определявшей рационализм и практическую значимость результатов социологических исследований. Эта методология мыслилась как единая платформа для всех уровней и видов социологических исследований, но без претензии на унификацию результатов, схем и логик социологического объяснения. Результаты своих изысканий в этой области П. собирался представить в своей докторской диссертации "Социологическая методология как система", до защиты которой он не дожил 5 дней.

Акцент в методологической рефлексии П. был сделан в сторону конкретных социологических исследований (КСИ) - особое внимание уделено программе КСИ как его методологии, "были внесены новые компоненты в общепринятую схему ее разработки (разработка аналитического аппарата, критериального аппарата и др.)". П. хотел обогатить социологический арсенал "пока не получившими распространения, но апробированными эффективными методами сбора социологической информации, такими как социальная паспортизация, социологическая аттестация, эвристические методы". Социологическая методология, по схеме П., выступает полиструктурной системой из четырех взаимосвязанных уровней: общесоциологическая методология; методология специальных социологических теорий; методологическое обеспечение эмпирических социологических исследований; методология прикладных социологических исследований. "Все эти методологические уровни связывают организацию социологического познания в единую систему таким образом, что каждый нижний уровень непосредственно зависим от высшего по субординационному признаку… А в каждом из них выделяются свои подсистемы, которые связаны между собой по координационному признаку".

Принимал активное участие в подготовке первых в Беларуси фундаментальных изданий по социологии - "Словарь по прикладной социологии" и "Социологический словарь"; был членом ревизионной комиссии при Президиуме правления Белорусского отделения Советской социологической Ассоциации.

П. опубликовал более 100 научных работ, включая несколько монографий, одна из которых - "Педагогическая этика" (в соавторстве с В.И. Писаренко) - была трижды переиздана (в том числе на болгарском и латышском языках).

Д.К. Безнюк

Просмотров: 930
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси
  • КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ Белгосуниверситета
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Методология (научных) исследований
  • МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • Методология применения математических методов в социологии
  • Методология социологического исследования
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методология социологического исследования 
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • О.Конт как создатель социологии
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • Пакеты прикладных программ обработки социологических данных
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • Программные продукты для прикладных социологических исследований
  • Развитие специальных социологических теорий и исследований
  • СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология)
  • СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология)
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Становление социологических исследований
  • ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ эмпирических социологических исследований
  • ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ТИПЫ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БГУ
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь