МОДЕРНИЗАЦИЯ

- общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми. В классической социологии этот термин осмыслялся Дюркгеймом как процесс социальной дифференциации, посредством которого осуществлялось общественное разделение труда  ; М. Вебером - как процесс рационализации, в ходе которого хозяйствующие субъекты стремились максимально повысить собственную экономическую отдачу; Марксом - как процесс товаризации, в ходе которого товары и услуги все более и более производились для рынка.

Решающим фактором М. выступает преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность - разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений.

В отечественной экономике и социологии сложилось представление о феномене М., согласно которому, М., во-первых, трактуется не столько как развитие современных производственных мощностей, сколько как преодоление технологической зависимости. Речь идет в первую очередь не о создании новых сверхсовременных предприятий, а о способности генерировать передовые научно-технические идеи и экспортировать результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Во-вторых, в условиях глобализации для М. необходимы включение страны в мирохозяйственные связи и использование научно-технических достижений партнеров и соперников. М. на основе изоляции национальной экономики, как это было в Советском Союзе, сейчас обречена на неудачу. В-третьих, М. сегодня требует не столько роста выпуска отдельных видов товаров, даже важнейших, сколько создания возможностей для быстрого переключения с одних информационных технологий на другие.

Современная М. подразумевает, таким образом, не наращивание масштабов экономической деятельности, а достижение равноправного положения по отношению к ключевым, "сердцевинным" экономикам, которые служат импульсом технологических и социальных перемен в мире. Государство играет важную роль в модернизационных процессах (иногда - большую, как в Германии и Японии, иногда - меньшую, как в США и Великобритании). Но особенность современной наукоемкой экономики в том, что она сопровождается созданием институтов свободного предпринимательства и частной собственности.

М. - это создание современной социально-эконо-мической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности и, самое главное, формирование институтов роста (частной собственности, конкуренции, банков и др.), которые обеспечивают развитие экономики без государственного принуждения. М. можно рассматривать на трех уровнях: макроуровень - развертывающаяся на основе совокупности базисных инноваций смена лидирующих технологических укладов (примерно раз в 50 лет); мезоуровень - происходящая с периодичностью примерно в 10 лет смена поколений техники, обновление активной части основных фондов; микроуровень - постоянно происходящие обновление моделей и модификация продукции, совершенствование ее параметров на базе улучшающих инноваций в рамках промышленных предприятий.

Соотношение способов производства, технологических укладов и поколений техники в структуре продукции общественного воспроизводства получило название технологической структуры экономики. Она выражает удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в составе инновационного и производственного потенциалов той или иной страны, предопределяет эффективность и адаптивность к переменам ее экономики, темпы и масштабность процесса М. Технологическая структура, выступая предпосылкой М., меняется во времени, с волнообразной сменой поколений технических систем и научно-технических направлений. Каждый научно-технический цикл включает пять последовательно сменяющихся фаз: зарождения, становления, распространения, зрелости, старения.

Основой структурных сдвигов как источника М. является инновационный потенциал государства. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) достигается за счет инноваций. Наука обеспечивает экономическое воспроизводство на новой технологической основе, сберегая природные ресурсы, сама превращаясь в основной ресурс развития. Тенденции роста наукоемкости общественного производства стали объективной реальностью современной М. Для успешной М. любому государству, независимо от его территориальных размеров и природных условий, необходимо иметь значительный уровень развития науки в качестве собственного источника технологических нововведений и среды для ассимиляции приобретаемых технологий. Этот уровень определяется структурой и состоянием науки и экономики в целом, политическими и социально-экономиче-скими целями развития общества.

Г.Н. Соколова

Просмотров: 703
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Возникновение психологии как науки
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКОНОМИКИ
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как процесс
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Социальный механизм развития экономики
  • Спенсер как создатель социологии
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь