ЛУМАН (LUHMAN) Никлас

(1927-1998) - немецкий социолог. В 1946-1949 изучал юриспруденцию во Фрайбургском университете, затем до 1962 работал в земельных органах государственной власти. В 1960-1961, взяв отпуск, учился в Гарвардском университете у Т. Парсонса , а возвратившись в Германию, изучал теорию управления. В 1965 приступил к научной работе и уже в 1966 защитил две диссертации по социологии и перешел на работу в Мюнстерский университет, а в 1968 получил профессуру в Билефельдском университете, где и преподавал до выхода на пенсию в 1993.

Л. написал 40 книг и 250 статей по теории социального познания и системной теории общества, которые переведены на многие языки мира. В последние годы интенсивно работал над обобщающими произведениями, поддерживал активные научные контакты.

Основные произведения: сборники статей под общим названием "Социологическое Просвещение" - 6 выпусков; "Социальные системы" (1984); "Общество общества" (1997).

Примыкает к функциональному подходу в социологии. Концептуальными истоками творчества Л. явились общая теория систем,  феноменология Э. Гуссерля, философская антропология  Гелена , структурный функционализм  Парсонса .

Л. определяет социологию как "системный анализ социальных образований". Согласно Л., общество, как и мир в целом, не имеет ни центра, ни прочной основы. Сущее характеризуется контингентностью - возможностью "быть по-другому". Реально не существует ничего, кроме отношений и возможностей отношений, а предметность - не более чем эпифеномен языка. Основополагающей характеристикой систем и сред, согласно Л., является комплексность - пространство возможностей "переживания и действования". Л. отвергает существование систем как объективированных, "вещных" феноменов и фундирует свою концепцию присущим миру различением систем и сред как зон с меньшей и большей комплексностью соответственно. Такое отграничение происходит через самореференцию - установление самотождественности, самосоотнесение. Существование системы предполагает редукцию комплексности - отбор возможностей, обеспечивающих ее существование. Психические и социальные системы, в отличие от биологических и механических, рассматриваются как смысловые. Смысл означает наличие поля неактуализированных возможностей и является формой редукции комплексности. Элементами психических систем, по Л., являются мысли, элементами социальных - коммуникации. Люди являются не элементами социальных систем, а частью их среды. Коммуникация несводима к трансляции информации и включает в себя сообщение, собственно информацию и понимание сообщения получателем. Она является смысловым, самореферентным процессом и сводится к действиям. Основой возникновения социальности, согласно Л., являются "двойные контингенции" - взаимная неопределенность позиций участников общения. "Двойные контингенции" вызывают необходимость согласования перспектив, в результате чего и возникают самореферентные социальные системы. Необратимость времени обусловливает событийный характер элементов системы и их существование как операций.

По Л., неотъемлемым свойством системы является ее оперативная закрытость: элементы (операции) системы отсылают к другим ее элементам (операциям). Соответствие операций самотождественности системы означает самонаблюдение системы. Самонаблюдение, организованное по правилам, заданным системой, является самоописанием, определяющим структуру возможных наблюдений. Л. относит начало самонаблюдений и самоописаний современного общества к 18 в. Различение операций и наблюдений предполагает иного наблюдателя, наблюдающего за тем, как система себя наблюдает (наблюдение второго порядка и кибернетика второго порядка). Л. акцентирует взаимосвязь процессов распада и самовоспроизводства систем. Разложение системы предопределено мгновенным характером ее элементов - событий. Фактором разложения системы является время. Среда постоянно предъявляет к системе новые требования, система посредством собственных операций воспроизводится с учетом этих требований. Такое самообновление системы предполагает предшествующее разложение. Элементы системы - события - определены лишь тем, что произошло до них и что может произойти после них. Как результат, разложение системы - постоянный процесс, противостоять которому система может только структурированием. Понятие "структура" у Л. фиксирует рациональную упорядоченность деятельности. Общество, согласно Л., является аутопойетической (самовоспроизводящейся) системой. Структура аутопойетической системы задает возможность самовоспроизводства системы с учетом изменения условий среды. Таким образом, структура обеспечивает не устойчивость системы, а ее обновление. Структурирование социальных систем происходит на основе ожиданий, упорядочивающих процесс разложения систем. Структура ограничивает допустимые в системе отношения и обеспечивает системе такое количество "внутреннего руководства", которое может сделать возможным самовоспроизводство. Структуры социальных систем являются структурами ожиданий, "они суть структуры ожиданий... для социальных систем, поскольку те придают временной характер своим элементам как действиям-событиям, нет иной возможности для образования структуры". Ожидания получают социальную релевантность и в то же время пригодность в качестве структуры социальных систем лишь в том случае, если сами могут ожидаться. Ожидание ожидания является основной социальной ситуацией и увеличивает устойчивость системы. Элементарной формой социальности является интеракция - "взаимодействие присутствующих". Взаимодействие, основанное на формальных правилах членства, конституирует такую форму социальности, как организация. Наконец, общество как форма социальности представляет собой систему, задающую область всех возможных коммуникаций.

М.Н. Мазаник

Просмотров: 1000
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «Здоровые» социальные системы
  • АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА
  • Децентрализация системы высшего образования
  • Диагностика системы операций индивидуального стиля педагогического общения (ИСПО)
  • Диверсификация системы образования
  • ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ, СИСТЕМЫ
  • МИРОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕОРИЯ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • Неустойчивые системы (среды)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЯЯ СРЕДА
  • ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТИ
  • Российская модель системы социального партнерства
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • СТРУКТУРА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЕЙ (СТРУКТУРА МНОГОМЕРНОЙ СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ, СТРУКТУРА СИСТЕМ ПЕРЕМЕННЫХ, ГРАФ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ)
  • Системный подход в построении воспитательной системы
  • Системы и теории
  • Смысловые системы
  • Структура системы
  • Структура социальной системы
  • Теория мировой системы
  • УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ
  • Устойчивость системы
  • ФУНКЦИЯ (ЭЛЕМЕНТА, СТРУКТУРЫ, СИСТЕМЫ)
  • Функции участников терапевтической системы
  • ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ, СИСТЕМЫ
  • Элемент социальной системы
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь