КУЛЬТ

(лат. сultus - уход, почитание) - 1) форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение К. могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия всегда сохраняется неизменной - возможность прямого обращения к священному, вера в возможность быть услышанным "небом". В структуре К. выделяют: предмет К., выраженный в виде религиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму К. как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т.п.); средства К. - материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание К. - характер культового действия, его "прикладное значение" (К. плодородия, военный К., промысловый К. и др., но следует знать, что религиозный К., в отличие от магии, носит духовно-практический характер и не всегда преследует прагматические цели); субъект К. - индивид или религиозная группа (община). Р. Маретт рассматривал К. как важнейший элемент религии, придающий ей отличительные черты, постулирующий специфику религии как отдельной формы общественного сознания. Э. Дюркгейм в определении религии выделяет два ее основных элемента: верования и К. В К. религиозная вера приобретает зримое содержание, религиозное сознание объективируется через оперирование символами, за которыми скрыты истины вероучения, убеждения и эмоции верующего, что позволяет выделить следующие социальные функции К.: коммуникационную функцию, функцию трансляции опыта (необязательно религиозного), контрольную функцию, комфортную функцию (психологического и эстетического удовлетворения).

2) Тип аморфной религиозной организации, функционирующей на энтузиазме своих членов, без опоры на формальную организацию. Понятие К. как типа религиозной организации введено Г. Беккером для описания специфического религиозного объединения - харизматического К., который выступает крайней формой сектанства и религиозного максимализма. Специфические черты такого К.: малочисленность; призыв к радикальному изменению личности и общества; агрессивные методы привлечения и удержания членов; харизматическая основа - вера в особую миссию учителя (чаще всего, после смерти лидера культ исчезает или прозябает в виде малочисленной группы); ярко выраженная претензия на исключительность, избранность, отрицание диалога с другими религиями; фанатизм, мистицизм, эзотерические идеи; негативное отношение к государству, светской культуре (чаще всего, их полное отрицание); тип религиозного действия носит глубоко эмоциональный характер, требует полной личной преданности и стопроцентной включенности в жизнь общины. В организационном плане харизматический К. складывается как группа приверженцев к.-л. личности (учителя истины) как носителя особых качеств (чаще всего - мессианских). Большинство нетрадиционных религий 20 в. формируются именно как разновидности харизматического К.: "Церковь объединения" ("Церковь Муна", 1954), "Церковь Единой веры" ("Церковь Виссариона", 1990) и др. Такой аспект позволяет охарактеризовать К. как начальную стадию секты или первичную стадию организационной эволюции религии и как первый шаг в институциализации религии, который состоит в выделении и оформлении нетрадиционного религиозного сознания, в вероучительной инновации, в разрыве с прошлым и настоящим. Под К. также понимают религиозную группу типа "кружка по интересам", основой которой является не харизма вождя (его вообще может не быть), а духовное единство членов культа (теософские общества, спиритические, астрологические, магические, алхимические и т.п.); такой форме К. близки масонские общества, союз пифагорейцев, сатанинские группы.

3) Ситуация оценки какого-либо объекта (одушевленного или неодушевленного), когда он становится центральным элементом системы поведения и мышления субъекта (общества, группы, индивида) - К. личности, К. денег, К. разума. Такой объект отражает базовые ценности данной культуры, функционирует как цель и образец действия. В отличие от религиозного К., культовый объект не нуждается в особом ритуале и носит светский характер, хотя его восприятие и может быть описано через категории священного: вера в харизму вождя, поклонение человеческому разуму и т.п.

Д.К. Безнюк

Просмотров: 1094
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Воля как характеристика сознания
  • Второе значение образования как результата
  • ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Группа как субъект общения
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Животные как модели
  • Животные, воспитываемые как дети
  • Животные, воспитываемые как дети
  • Заработная плата как форма стоимости рабочей силы
  • Игра как форма общения
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Практика, как критерий истины
  • РЕЛИГИОЗНОГО ЛИДЕРСТВА ТИПЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь