КЕТЛЕ (QUETELET) Ломбер Адольф Жак

(1796-1874) - франко-бельгийский ученый, математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции, организатор Первого международного статистического конгресса (Брюссель, 1853). Основные социологические идеи К. были изложены в книгах: "Социальная система и законы, ею управляющие" (1866); "Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей" (1835, тт.1-2).

К. не считал себя позитивистом и, по-видимому, не был знаком с трудами Конта . Тем не менее основные идеи "социальной физики" К. лежали в русле позитивизма. В отличие от Конта и многих других социальных философов, разрабатывавших глобальные реформаторские проекты 19 ст., К. скорее был социологом-прикладником, сознательно ограничивая область своих интересов частными, но социально значимыми проблемами (демография, преступность, семья и др.). Не претендуя на роль великого реформатора, К. привнес в социологию не только новые теоретико-методологические идеи, но и новый образец исследовательской деятельности, ориентированный на конкретные прикладные проблемы. Результатом таких "ограниченных" исследований стала "своеобразная социальная философия" , которая больше соответствовала главным требованиям контовского позитивизма, чем его собственная, являвшаяся своего рода "позитивистской метафизикой". К. критиковал метафизику гораздо более последовательно и в согласии с практикой собственных исследований. По сути он создал - под именем "социальная физика"  - социологию, значительно более близкую к 20 в., чем Конт. К. был, пожалуй, самым последовательным противником социального реализма, т.е. приписывания обществу субстанционных свойств, как это делал Конт или позднее Дюркгейм .

К. существенным образом обогатил возможности применения статистических методов в социологии, первым перешел от анализа простых распределений к исследованию корреляционных связей. Статистический метод выступает у него как аутентичный метод социологии,  лучше всех других выражающий специфику ее предмета исследования. Отсюда и знаменитая концепция "статистического человека", некоего среднего представителя народа, класса, социальной группы. Статистической абстракции "среднего человека" К. придавал онтологический и даже персональный статус. "Рассматриваемый абстрактно... человек будет называться у нас средним человеком: он может быть в одной стране больше или сильнее, нежели в другой, так же точно, как он может быть умнее, образованнее и, что еще лучше, нравственно более развит". Полнота и точность знаний об обществе и человеке, таким образом, зависят, по К., от технических возможностей статистики, а не от принципиальных трудностей, связанных с отличием социальных явлений от природных. Именно поэтому К. придавал такое большое значение разработке статистических методов в социальных науках. В социологическом плане "статистический человек" представляет норму, т.е. более желательное состояние. Этот аксиологический мотив вступал в диссонанс с общей позитивистской установкой К. Идея среднего, типичного представителя социальной группы, носителя статистической меры отражала индивидуалистские и конформистские тенденции в развитии западноевропейского общества 19 в.

Возражая против социологического волюнтаризма, жесткого противопоставления природных и социальных явлений, К. приводит множество примеров, свидетельствующих о том, что даже самые "интимные" события (супружество, преступления, самоубийства и т.п.) повторяются в общественной жизни с неизменной закономерностью.

Исходя из статистической трактовки социальных законов, К. выделил два основных вида причинно-следственных связей и действующих факторов: социальные константы, т.е. факторы, воздействующие на социальную ситуацию постоянным образом (пол, возраст, профессия, религиозные и хозяйственные институты и др.), и случайные факторы, действия которых вносят отклонения от средней тенденции. Задача научной социологии состоит в том, чтобы методами статистики измерить границы этих отклонений и выявить определяющие их факторы. Для этих целей К. разрабатывал оригинальные методики многомерного корреляционного анализа. Социальные законы К. понимал, таким образом, как законы больших чисел, статистическую зависимость между случайными социальными событиями.

В сочинениях К. отдается дань традиционным рассуждениям о неизменной человеческой природе, народном духе, моральности, идеальном обществе и др. Иногда он говорит о природных склонностях человека. И хотя критики показали слабость концепции "статистического человека" как внеисторически абстрактной схемы, К. внес большой вклад в разработку методов статистического анализа в социологии, социальной, демографической, медицинской статистики, особенно методов измерения качественных характеристик (моральной статистики).

А.П. Лимаренко

Просмотров: 950
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Методология применения математических методов в социологии
  • МЕТОДЫ МНОГОМЕРНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • Методы многомерного статистического анализа
  • МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • О.Конт как создатель социологии
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные события в жизни человека
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Психиатрические симптомы как факторы, нарушающие общение
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • Человек как ученый
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь