АНАЛИЗ МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ

- раздел математической статистики , предназначенный для анализа связей между тремя и более переменными. Можно условно выделить три основных класса задач А.М.С. Это исследование структуры связей между переменными и снижение размерности пространства признаков, построение классификаций и типологий, исследование причинных связей.

Для представления структуры связей между переменными обычно используется матрица корреляций  . Ее анализ, заключающийся в выделении подмножеств переменных, тесно коррелирующих друг с другом, может осуществляться "вручную", например, с помощью графа, отражающего наиболее существенные связи между переменными, либо методами компьютерного анализа, такими, как метод главных компонент,  факторный анализ,  кластерный анализ  переменных. Анализ структуры связей часто рассматривается в качестве самостоятельной задачи, например, при исследовании структуры ценностей, мотивов и т.п., для проверки психометрических шкал на надежность и в других случаях. Однако он может использоваться и в качестве промежуточного этапа при решении задачи снижения размерности пространства признаков.

Снижение размерности обычно применяется для построения пространства, более удобного для решения задач классификации и исследования причинных связей, чем исходный набор переменных. Задача снижения размерности заключается в том, чтобы от большого количества исходных переменных перейти к нескольким обобщенным показателям. Метод главных компонент , анализ факторный  , метод многомерного шкалирования  предусматривают для этого разнообразные процедуры.

Задачи и методы классификации,  в зависимости от условий, делятся на три группы: классификация по заданным формальным критериям, автоматическая классификация и классификация с обучением. Классификация по заданным критериям, строго говоря, не является статистическим методом. Она состоит в группировке объектов по одному или нескольким показателям. В последнем случае классификация называется перекрестной или лингвистической (например, половозрастная структура населения).

Автоматическую классификацию применяют в тех случаях, когда критерии группировки неизвестны и отсутствуют априорные представления о количестве и характере классов. Для ее построения используются методы анализа кластерного , позволяющие выделить группы объектов, близких друг к другу по значениям измеренных переменных. В основе кластерного анализа лежит вычисление расстояний между объектами.

Классификация с обучением применяется, когда критерии классификации неизвестны, но известно количество классов и их типологические особенности. В этом случае может быть сформирована так называемая выборка обучающая  , состоящая из реальных объектов, обладающих соответствующими характеристиками, или/и искусственных объектов - моделей "типичных представителей" классов. В обучающей выборке должны присутствовать "представители" всех предполагаемых классов. Классификация конкретного объекта состоит в том, что вычисляется расстояние между ним и объектами из обучающей выборки и объект причисляется к тому классу, расстояние до которого для него оказалось минимальным. Классификация с обучением осуществляется некоторыми методами кластерного и дискриминантного анализа.

Анализу статистических причинных связей в последние годы уделяется особое внимание. Классическим методом для решения таких задач является дисперсионный анализ,  в основе которого лежит эксперимент факторный   (не путать с анализом факторным - ). Начиная с 1960-х активно разрабатываются регрессионные и регрессионно-подобные причинные модели ( Каузальное моделирование), а также техники, позволяющие использовать в этих моделях не только "количественные", но и "качественные" переменные ( Dummy-кодирование). В настоящее время для исследования причинных связей, в зависимости от характера используемых переменных, применяются методы множественной линейной регрессии, логистической регрессии, дискриминантного анализа и т.п. Эти методы предполагают наличие единственной зависимой переменной и не позволяют исследовать структуру связей между независимыми переменными (предикторами). Структура связей между предикторами может быть учтена в моделях анализа путевого .

Наиболее общим является метод линейных структурных уравнений , позволяющий строить сложные модели с большим числом взаимодействующих между собой зависимых и независимых переменных, среди которых могут быть не только наблюдаемые, но и латентные признаки. Регрессионный, дисперсионный, путевой и факторный анализ являются его частными случаями.

О.В. Терещенко

Просмотров: 1055
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ
  • АКТУАЛИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ
  • ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ
  • ЗАМЫКАНИЕ ВРЕМЕННЫХ СВЯЗЕЙ
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • Классификация неврозов согласно Международной классификации болезней10
  • Классификация психогенных расстройств согласно Международной классификации болезней10
  • Классификация, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • Корреляция между переменными
  • Методы анализа
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы анализа социометрической информации
  • Методы многомерного анализа
  • Методы многомерного статистического анализа
  • МЕТОДЫ МНОГОМЕРНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Потребность в установлении связей
  • Потребность в установлении связей
  • Потребность в установлении связей
  • ПРИНЦИП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СВЯЗЕЙ
  • ПРОЧНОСТЬ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
  • СВЯЗЕЙ ПАРНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • СВЯЗИ МЕЖДУ АНАЛИЗАТОРАМИ
  • СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРНОСТИ (пространства переменных)
  • СТРУКТУРА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЕЙ (СТРУКТУРА МНОГОМЕРНОЙ СЛУЧАЙНОЙ ВЕЛИЧИНЫ, СТРУКТУРА СИСТЕМ ПЕРЕМЕННЫХ, ГРАФ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ)
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Экспертные методы анализа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь