|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВСЕОБЩНОСТИ(evolutionary universals) -определенные Парсонсом (1964) шаги в направлении социального изменения, которые "увеличивают адаптивную способность" человеческих обществ и без которых "дальнейшие важнейшие шаги по развитию были бы блокированы". Согласно Парсонсу, эволюционные всеобщности — это "организационные достижения, попадающие более, чем в одну цель", сравнимые, по его словам, с развитием зрения в органическом мире. Под "адаптацией" Пар-сонс понимает не только "приспособление к окружающей среде", но также способность справиться со все более широким диапазоном факторов окружающей среды, включая "адаптивное преимущество" над другими менее развитыми обществами. Как только символ заменяет ген — основу человеческого развития, — приобретают важность четыре базисные области социального положения: (а) религия, выполняющая функции, определенные Дюркгеймом; (б) коммуникация, особенно язык; (в) родство, включая табу на кровосмешение и правила экзогамии/эндогамии; (г) технология — первичное адаптивное отношение к окружающей среде. В результате этих начальных изменений, приносящих экономическое и организационное "функциональное преимущество", следующими преимуществами, важными у Парсонса при переходе от "примитивной стадии", являются: (д) социальная стратификация, социальный престиж и экономические преимущества, придаваемые некоторым группам, происхождениям и т.д.; (е) дифференцированная структура, обеспечивающая политическую и культурную легитимацию. По мнению Парсонса, подобная дифференциация для некоторых групп склонна "сходиться с функциональной потребностью в централизации ответственности". Стратификация обеспечивает и централизует ресурсы для дальнейшего развития, порывая с традиционализмом. Грамотность — поначалу монополия меньшинства — усиливает стратификацию и тенденцию к примату культурной дифференциации на этой стадии. В свою очередь, стратификация всех типов является сама по себе источником "напряжения", требующего новой культурной легитимации. К пяти следующим эволюционным всеобщностям, образованным от предыдущих, относятся: (ж) бюрократия, то есть установленное Вебером отделение административного корпуса от родства и традиционализма; (з) деньги и рынки, на которых деньги — "символическая среда для ресурсов" — увеличивают подвижность ресурсов, "освобождая их для приписанных связей" (см. также Образцовые переменные); (и) универсальная правовая система; (й) изобретение "демократической ассоциации", особенно ее применение к крупномасштабным обществам с 18-го столетия и далее, хотя и с их истоками в Греции и Риме, а также ранней христианской церкви; (к) наука. Нападки на концепцию эволюционных всеобщностей имеют много общего с критикой эволюционной теории в социологии: недостаточная точность в использовании термина "адаптация" и отсутствие прямых параллелей с эволюционными концепциями в биологии. Примечательна частота, с какой при описании эволюционных всеобщностей Парсонс применяет фразы типа "вообще говоря", "очень трудно выявить". Кроме того, общие шаги, идентифицированные им в качестве важных в человеческом развитии, не имеют заметного отличия от указанных Вебером или Марксом. Иными словами, возникает два вопроса: есть ли что-нибудь новое в формулировке Парсонса, а также наилучшим ли образом такие шаги по развитию формулируются внутри определенных "эволюционных" рамок. См. также Неоэволюционизм; Эволюционная социология; Социокультурная эволюция.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|