|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
РОДСТВО(kinship) (антропология) - социальные связи и группы происхождения, характеризуемые и связанные вместе системой строго определенных обычаев, прав и обязательств. Родственные связи либо проистекают из происхождения, либо устанавливаются через близость. В так называемых простых обществах наиболее важные статусы определяются преимущественно с точки зрения родства, а следовательно, антропологи уделяли много внимания структуре и значению родства, а также его номенклатуре. Многие ранние антропологи (например, Морган, 1870) заявляли, что связь могла бы быть установлена между типами систем номенклатуры родства и стадиями эволюционного развития, достигнутого определенным обществом. Позднее антропологические исследования вызвали сомнение в этом подходе. В социологии родству придавалось меньше значения, поскольку в основном на современные промышленные общества влияют и другие системы. Социологи были склонны уделять внимание скорее функции, роли и структуре семьи, чем более широким семейным связям. Д. Гиттенс (1985) высказал сомнение относительно существования какой-либо идентифицируемой формы семьи и предположил, что социологи занимаются скорее "семьями", чем "семьей". Феминистские социологи отметили важную роль женщин в сохранении и поддержании семейных сетей, назвав их "хранительницами семьи". Изучение родства связано со структурой отношений на какой-либо территории и с тем, каким образом они касаются социально-экономических и политических сфер. Многие теоретики считают родство первичным отношением между людьми и одним из наименее подверженных изменению. Согласно утверждению антрополога Мейера Фортеса (1969), отношения родства особенно связывают, создают (для большей части) неизбежные требования и обязательства. Исследователи систем родства имеют дело с тремя основными сферами: (а) способами происхождения и наследования; (б) формами брака и относящимися к ним правилами проживания; (в) регулированием сексуальности посредством табу на кровосмешение. Хотя такие системы родства кажутся универсальной характеристикой социальной организации, Гуди (среди прочих) выделил различия между обществами в терминах специфических характеристик родства, причем главные существуют в системе наследования. В евразийских обществах отклонение наследования встречается повсеместно, и собственность передается детям обоих полов. Такая система в значительной степени отсутствует в Африке. Наследование может происходить при жизни (inter vivos) в браке (как в системе приданого) или после смерти владельца собственности - mortis canal. Гуди также обращает внимание на то, что во многих евразийских обществах женщины наследуют мужскую собственность, хотя имеются ограничения на ее тип и размер. Например, по "салическому праву" они не могут наследовать землю, а по мусульманскому - ограничены половиной собственности. Кроме того, иногда собственность передается им не после смерти владельца, но в браке, в форме приданого. Системы приданого бывают либо прямыми, либо косвенными (в виде свадебного выкупа или свадебного подношения). В Африке подобные системы встречаются только в обществах - либо мусульманских, либо христианских - возникших под влиянием средиземноморского права и обычая. Там, где такое влияние отсутствует, собственность, передаваемая в браке, принимает форму свадебного подношения мужской родни жениха и невесты. Африканские общества в значительной степени характеризовались тем, что Гуди называет "гомогенным наследованием" - собственность мужчины переходит только к членам его клана или происхождения того же пола. Большинство работ о родстве связано со структурой систем происхождения и форм брака. Главными типами происхождения являются мужская линия, женская линия, двойное и билатеральное происхождение. По мнению Гуди, их существование не обязательно совпадает с основными экономическими различиями между обществами. Дж. П. Мэрдок (1949) расценил институт брака как универсальную характеристику общества. Брак существует, "когда экономические и сексуальные функции объединены в одно отношение", и обязательно включает сожительство под одной крышей, обеспечивая основу для нуклеарной семьи. Его утверждения были оспорены многими теоретиками, например, Гуди (1971). Кроме того, брак не обязательно характеризуется объединением разнополых партнеров. Нуэры, жители Азанде при определенных условиях одобряли "гомосексуальный" брак. "Призрачные" браки происходили среди нуэров и в традиционном китайском обществе. Выбор партнера для брака предписывается или запрещается в соответствии с законом. Эндогамный брак должен быть внутри некоторых определенных групп, а экзогамный - только за пределами этих групп. Социальные и/или правовые нормы также регулируют число супругов (супруг) любой женщины или любого мужчины. В целом системы брака либо полигамные, либо моногамные. Групповой брак фактически не известен. Полигамный принимает две основные формы: полигиния - мужчине разрешено иметь более одной жены, и полиандрия - женщине разрешено иметь более одного мужа (относительно редкое явление). Наиболее распространена моногамия, при которой индивидууму позволено иметь только одного супруга (супругу). В работах Леей-Стросса (1949) высказано предположение, что основу для правил брака сформировала система обмена. Все человеческие общества имеют правила управления и ограничения сексуальных отношений между некоторыми категориями родственников. Кровосмесительная связь нарушает эти табу. Если табу на кровосмешение, запрещающие сексуальные отношения между теми, кто определяется как ближайшие родственники, фактически универсально, то конкретный их характер изменяется от культуры к культуре. Одно из последствий этого - супружеские семьи не могут быть независимыми или самодостаточными в выборе сексуальных партнеров. Брак обычно требует переселения одного или обоих членов пары. Правила проживания родственников меняются. В патрилокальных системах обычно невеста переезжает в родительский дом жениха или близко к нему (наиболее общая форма проживания), в матри-локальных - жених переезжает в родительский дом невесты или близко к нему. Неолокальное требует, чтобы пара обосновалась отдельно от любого родительского дома; авункулокальное - вблизи местожительства дяди жениха по материнской линии либо непосредственно в его доме. Билокалъное проживание позволяет основание дома с любым родителем. См. также Расширенная семья.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|