ОБЩНОСТЬ

(community) (в значении, используемом и социологами, и географами) — совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий. Термин имеет описательные и предписывающие оттенки, как в популярном, так и академическом смысле. Он может относиться к социальным связям в географически определенных областях или окрестностях либо существующим не на локальном, а на более абстрактном, идеологическом уровне. Например, термин «лесбийская общность» характеризует реальное поселение женщин ("лесбийское гетто", см. Э. Этторе, 1978), коллективное хозяйство женщин, разделяющих общие взгляды и стиль жизни,  но не обязательно постоянно проживающих совместно на одном пространстве. Немало было сказано и о том, что данное понятие — одно из наиболее трудных и спорных в современном обществе. "В этом смысле оно сравнимо лишь с понятием класса" (Лоуи, 1986). Термин широко интерпретировался и употреблялся, что нанесло ему вред. В популярном смысле он часто имел положительный оттенок во фразах "чувство общности", "дух общности". Но он не только описательный, но также нормативный и идеологический. Социологические исследования часто укрепляли его предписывающее применение. Под влиянием традиции романтизма 19-го столетия некоторые ученые оценивали общность как обязательно полезную потребность человека и социальной интеракции. Эта традиция ни в коем случае не исчезла из социологической мысли XX в. В прошлом столетии немецкий социолог Теннис вывел различие между понятиями, названными им "гемайншафт" (Gemeinschaft — прил.) и "Гезелыиафт" (Gesellschaft — прил.). Первое обозначало общинные отношения, отличавшиеся близостью и устойчивостью: статус скорее приписанный, чем достигнутый, а родственные связи происходили от общей территории и имели значимость по причине общей культуры. Второе — это безличные, мимолетные и договорные связи, скорее рациональные и расчетливые, чем эмоциональные. Статус основан на личных качествах, а следовательно, является достигнутым, а отношения — на конкуренции и часто характеризуются отчуждением. По мнению Тенниса, процессы инициализации и урбанизации будут вызывать разрушение гемайншафтных отношений и посему расцвет гезельшафтных. Его беспокоил предстоявший крах традиционного общества, власти и коллективизма. В работах Тенниса прослеживаются высокая оценка, но он исподволь дает старому социальному порядку, и его двойственное отношение к индустриализации, а также к урбанизации (ср. Зиммель). Его подход к "традиционному обществу" вызывал ассоциацию понятия "общности" с идеями социальной поддержки, близости, защиты и поэтому часто отображал тесно сплоченных членов, занятых сотрудничеством и взаимопомощью. Напротив, процесс урбанизации определялся как разрушительный по отношению и к "общности", и к общинам. Однако исследования Янга и Уилмотта (1960), Канса (1962) выдвинули серьезные сомнения относительно таких простых ассоциаций между урбанизацией и "утратой общности". Социологи обычно занимались не столько выведением определений физических и географических характеристик общностей, сколько природой и качеством их социальных связей. Современная наука также анализирует общественные действия и коллективные преодоления социальных проблем (Кастельс, 1976). При всех указанных трудностях все общности — как реальные, так и символические — существуют и функционируют внутри границ или территорий, состоят из неких людей и социальных групп, исключающих других. В одних случаях границы жестко охраняются (например, в некоторых религиозных общинах), в других более подвижны и открыты. Согласно Уорсли (1987), невзирая на сложности теоретического обобщения "общности" и "общностей", в социологической литературе можно выявить три основных значения. Первое — "общность как местоположение", то есть интерпретация, наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории. Второе — "сеть взаимоотношений", то есть связи характеризуются взаимностью и взаимодействием, а также конфликтом. Третье — "специфический тип социальной связи", обладающий определенными качествами и предполагающий наличие "духа общности" или "чувства общности". Последнее в наибольшей мере приближается к значению общего смысла и не обязательно подразумевает существование локальной географической области или окрестности. Общность остается важным, хотя и спорным понятием в социологии. См. Чикагская школа; Общественное изучение; Коммунитарное попечительство; Коммунитаризм.

Просмотров: 1057
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Второе значение образования как результата
  • Другие уточненные психические расстройства в связи с повреждением и дисфункцией мозга или физическим заболеванием.
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Интеллект социальный, или интеллект общности
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Кейс-стади (исследование отдельной общности)
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
  • Метаэтническая общность (Надэтническая общность)
  • МЕТАЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (НАДЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • ОБЩНОСТИ ГРУППОВЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ)
  • ОБЩНОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ
  • ОБЩНОСТИ МАССОВЫЕ
  • ОБЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Рассмотрение проблемы в связи с конкретным клиентом или семьей.
  • Ресурсы социальной поддержки на территории
  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ПЕРВИЧНАЯ (ОБЩНОСТЬ ПО ПОСЕЛЕНИЮ)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
  • ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь