МАО ЦЗЕДУН

(Мао Zedong) (1893—1976) - один из основателей Китайской коммунистической партии в 1921 г., который, руководя продолжительное время сельским движением (с 1927 по 1949 г.), разработал теорию социалистической революции, основанной на ведущей роли крестьянства. В условиях, подобных Китаю, классовая борьба  достигла тупика при немногочисленном пролетариате и слабой зависимой компрадорской буржуазии в городах (см. Компрадорский капиталист), а также укоренившейся в сельской местности аристократии. Со времени Китайской революции 1949 г. и до своей смерти Мао был реальным лидером Китайской Республики, и при нем предпринимались различные политические методы поощрения социалистического развития. Хотя в течение его руководства, по сравнению с другими странами "третьего мира", Китай познал ускоренное процветание сельского населения, в особенности в области здравоохранения, это были и трудные времена. В 1959—1962 гг. провал одной из его программ — "большого скачка" — наряду со стихийными бедствиями привел к массовому голоду (и к 50 миллионам смертных случаев, по оценкам некоторых комментаторов). "Культурная революция" 1965—1970 гг., предусматривавшая смещение засидевшихся должностных лиц и отказ от старых путей, также отчасти была попыткой Мао усилить собственное положение перед лицом усиливающейся оппозиции (см. также Культ личности). Она закончилась широкими социальными разрушениями, вызванными ссылкой в глухие провинции или смертью многих из тех, кто считался противником идей и практической деятельности Мао, воплощенных в "Краткой Красной книге" (цитаты из его речей и писем). В течение того периода была введена жесткая цензура, особенно против чего-либо, что отражало влияние "бумажного тигра" — западного империализма.

Отношение Мао к Марксизму Советского Союза было сложным и противоречивым. С одной стороны, в 1920—1930-х гг. он публично объявил о лояльности Сталину и в 50-е гг. принял пятилетний план, базирующийся на сталинской централизованной командной экономике. С другой стороны, его вера в крестьянство находилась в конфликте с советской теорией. Когда Япония была побеждена в 1945 г., Сталин признал противника Мао — Чан Кайши — и его партию Гоминьдан (Национальную партию) правительством Китая, признав Мао лишь после того, как он пришел к власти без советской помощи. Имел ли Мао приверженность к сталинизму — спорный вопрос, но китайско-советский раскол в 1959 г. был сглажен им на том основании, что после смерти Сталина в 1953 г. Советский Союз отверг "капиталистический путь". Находясь у власти, Китайская коммунистическая партия приняла сталинистский образец централизованной организации, но, возможно случайно, особенно в сельских районах партийный и государственный контроль был гораздо менее распространен, чем в Советском Союзе. Имелся, по определению некоторых комментаторов (Уайт, 1983), "радикальный маоизм" — стремление поощрять массовое политическое участие, поддерживающее революционный процесс, а в период "культурной революции" наблюдались ограниченные попытки достичь более демократических форм организации путем участия главных местных административных органов в делах фабрик и коммун. Одна из интерпретаций различных аспектов политики Мао состоит в следующем: прежде всего он был в высшей степени приспосабливающимся, а иногда и беспринципным политическим деятелем. Например, его примирение с Западом в начале 70-х гг. явно противоречило пятидесятилетнему противостоянию всем аспектам западного капитализма, но должно было, с одной стороны, образовать альянс против Советского Союза и Северного Вьетнама, а с другой — открыть путь торговле и технологии, в которой нуждался Китай. Другие интерпретации вообще склонны сосредоточиваться ча одном периоде его жизни, игнорируя для удобства противоречия других. Таким образом, политическое наследие маоизма, в том нисле политических групп, черпающих вдохновение из жизни и деятельности Мао, фрагментарно и часто противоположно. Одно из проявлений маоизма — партия "Красных Кхмеров", выдвинувшая теорию социального преобразования путем массового террора. В Перу, начиная с 1980 г., группировка "Сендеро Луминосо" — "Светлый Путь" — вела партизанскую войну в сельской местности, основанную на идеях и практике Мао 30-х гг. См. Коммунизм.

Просмотров: 752
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • БУДУЩЕЕ ОДНОЙ ИЛЛЮЗИИ
  • ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ, срединный путь (маджджхима-патипада)
  • Жизнь после жизни
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОЙ РУКИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ
  • Китайской комнаты аргумент
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • НАУЧЕНИЕ С ОДНОЙ ПОПЫТКИ
  • НОМЕНКЛАТУРА. Господствующий класс Советского Союза
  • Нарушения перцептивной стороны общения
  • Научные революции
  • ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ, ПРИНЦИП
  • ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СТОРОНЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • Политическое общение: субъекты - политические партии
  • С ОДНОЙ ПОПЫТКИ, НАУЧЕНИЕ
  • СТОРОНЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ  РЕВОЛЮЦИИ  
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  РЕВОЛЮЦИИ  
  • ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь