|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
ЛЖЕСОЗНАНИЕ(false consciousness) — форма классового сознания, идеологии или социальных имиджей, которые не отвечают "реальному" или "объективному" классовому положению или классовым интересам актора. Данное понятие, хотя и не применялось в таком значении самим Марксом, разработано на основе его теории. В частности, оно происходит от следующего аргумента: идеологии и сознание в целом — продукты социальной структуры, отражающие реальные отношения господства и угнетения. Пролетариат обязательно придет к пониманию своего положения как эксплуатируемого класса и к политическому использованию этого понимания в революционной борьбе. Но марксисты столкнулись с проблемой — широко распространенное революционное сознание так никогда и не возникло из среды пролетариата. После получения права голоса почти всеми взрослыми мужчинами Энгельс жаловался Марксу на то, что рабочий класс "опозорил себя", оказав на выборах политическую поддержку либеральной партии. До 1950-х гг. понятие "лже-сознания" часто упоминалось в объяснении подобной неудачи. Одна из постоянных тем, поднятых Лениным, состояла в том, что без посторонней помощи пролетариат способен выработать только "реформистское", "экономистское" или тред-юнионистское сознание. Требуется организация революционной партии-авангарда, чтобы трансформировать ограниченное понимание рабочего класса в истинно "политическое" сознание, основанное на реальности его положения. Были и другие объяснения: формированию революционного пролетариата препятствовали такие факторы, как национализм или империализм, либо даже спортивные и иные формы досуга, сублимировавшие революционный импульс (см. также Досуг; Инкорпорация). Теоретически понятие было важно и для пересмотра позиций внутри марксизма. Дьердь Лукач (1971), например, в работе 1920 г. приводил доводы в пользу потребности уделять намного больше внимания проблеме сознания, чем это делали "вульгарные" марксисты, доказывавшие неизбежность перехода к мировой революции. Подобные темы продолжали вызывать интерес при изучении массовой культуры, в трудах франкфуртской школы критической теории и с недавнего времени в деятельности Бирмингемского центра современных культурных исследований (см. Культурные исследования). Перед социологами идея "лжесознания" поставила ряд проблем. Она критиковалась за "элитарный" смысл — мол, "мы лучше, чем рабочий класс, и знаем, в чем он нуждается", отвлекая внимание от необходимости исследования фактического сознания групп рабочего класса, их социальных источников; от принятия им марксистской теории классов, идеи о логической необходимости революции как неизбежного следствия социальных классовых отношений. В последнее время понятие "лже-сознания" стало выходить из употребления в марксизме и в марксистской социологии. Его заменила идея гегемонии, служащая популярным концептуальным инструментом в обсуждении сознания рабочего класса (например, в работах Бирмингемского центра современных культурных исследований). Правда, "гегемония" имеет, по крайней мере, некоторые из недостатков предыдущего понятия. См. также Идеология.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|