КОНТ ОГЮСТ

(Comte, Auguste) (1798-1857) - французский социальный мыслитель, внедривший термин "социология". Вопрос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен-Симона или шотландских мыслителей XVIII в., вроде Адама Фергюсона), чьи взгляды, конечно же, были социологическими, хотя они и не использовали данный термин. Родившись во Франции в революционную эпоху и пережив послереволюционную смуту, Конт стал свидетелем начала промышленной революции в стране. Связанный с основанием современного позитивизма и созданием социального движения за позитивную социальную реформу, Конт имел цель, которую можно выразить его собственным девизом: Порядок и прогресс". Показателем его широко распространенного влияния является то, что сегодня этот левиз все еще начертан на бразильском флаге. Он хотел создать новую социальную науку, способную служить основой для мыслящей части общества и делу его радикального реформирования. Всегда эксцентричный, а в последние годы жизни считавшийся подчас безумным, Конт одно время самонадеянно ожидал, что папа римский отречется от поста в его пользу. Несмотря на все это, его вклад в современную социальную мысль был чрезвычайно важным. Его подход к социологии тяготел к трудам Сен-Симона — не менее эксцентричного социального мыслителя, одно время нанимавшего Конта своим секретарем. Мысль о том, что эволюция общества проходит ряд стадий, а во главе развития находятся европейские страны, была актуальна в период французского Просвещения (см. Эпоха просвещения). В то время жил Сен-Симон, и наследником эпохи являлся Конт (см. также Кондорсе). Версией Конта этой идеи стал закон трех стадий  социального и интеллектуального развития, по его мнению, "твердо обоснованный и единственный в науках". Согласно Конту, общество проходит через "теологическую" и "метафизическую" стадии, прежде чем достичь "позитивного" возраста — этапа "надежного" знания, нового рационального правительства и "религии гуманизма". Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру "позитивной", противопоставляя ее "негативной", угрожающе революционной и спекулятивной, "метафизической" эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей "теологической" (и монархической). В наступающей эре парламенты становились бы неуместными; и никто не имел бы никакого права противостоять учрежденной новой научной морали; свобода исходила бы из деятельности, сообразной с требованиями законов природы, включая законы, выявленные социологией. В своей общей социологической теории Конт проводил различие между "статикой" и "динамикой". "Статика", формулирующая требования к социальному порядку, позже, получила развитие в Дюркгеймовской и функционалистской социологии. Конт считал семью "социальной ячейкой", а естественным местом женщины — Домашний очаг; он полагал, что религия выполняет существенные социальные функции. Его мнение о "динамике", подчеркивавшее настающее значение разделения труда в современных обществах, не оказало сильное влияние на Дюркгейма. Именно самая ранняя работа Конта " Cours de philosophic positive" (1830—1842), считается сегодня наиболее серьезным его вкладом в социологию. Его более поздние сочинения, в том числе "Systemede politique positive" (1875—1877), оцениваются как более эксцентричные. В самой доступной для чтения форме работы Конта находятся в собраниях выдержек Томпсона (1975) и Андрески (1974). В социологии Конта легко нащупать предмет для забавы по причине некоторых очевидных крайностей, но в свое время он пользовался большим влиянием. Джон Стюарт Милль, исключительно трезвомыслящий философ, восхищался и поддерживал его труды, а Герберт Спенсер шел по его стопам в принятии термина "социология", несмотря на заметное отличие во взглядах на общество. Так же не должно отвергаться и его наследие: акцент на важности осторожного наблюдения, сравнительное и историческое изучение в социологии остаются в силе. Его концепция иерархии наук, в которой каждая обладает присущими ей подходами к знанию, показывает, что он был далек от рабского применения общей модели "научного" знания к социальной науке. Однако Конт все же недооценил различие между социальными и естественными науками. Поэтому в современной социологии нет строгих его последователей, хотя некоторые готовы петь ему гимны (например, Элиас, 1970).

Просмотров: 969
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Западничество: его история и суть
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ПОДЧИНЕННЫХ
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • О.Конт как создатель социологии
  • Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие о темпераменте и его физиологических основах
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь