ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ (или ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ) СОЦИОЛОГИЯ

(interpretative (or interpretive) sociology) — ряд форм социологии (включая символический интеракционизм,  социологическую феноменологию и подход Вебера), объединенных акцентом на необходимости осознания (то есть "понимания" или интерпретации) "цели" акторов социологами (см. также Интерпретация; Значимые понимание и объяснение; Verstehen (прил.); Герменевтика; Двойная герменевтика). Согласно этому, вся социальная действительность является "прединтерпретированной" на основе результатов убеждений социальных акторов и их толкования. Таким образом, за нее не может приняться ни одна из форм социологии, по крайней мере без предварительного осознания целей акторов, а предложение Дюркгейма в "Правилах" о возможности приступать к объективному изучению "социальных фактов" без какой-либо ссылки на цели акторов вводит в заблуждение. По замыслу Дюркгейма, социология, если она искренне стремится быть "наукой", не может довольствоваться одними социальными оценками, содержащимися в целях акторов. Но даже и в таком контексте большинство форм социологии, относящих себя к "интерпретативным", расходятся с Дюркгеймом. Ведь пред-интер-претированная действительность препятствует позитивистскому подходу, особенно ввиду того, что действия социальных акторов могут изменяться и быть не только результатом полученных целей. Среди различных социологов, принимающих эту позицию, некоторые (например, Уинч) утверждают, что только понимание целей акторов может обеспечить описания и объяснения социальной деятельности. Более часто, однако, аргумент о "значимом" характере социальной действительности и социологического объяснения ограничивает, но не устраняет, возможность оценок последовательной действительности, развивающихся вне целей акторов. Например, для Вебера идеальные типы играют важную роль в формулировке и проверке исторических гипотез. Иначе решает проблему символический интеракционизм, ставя на первое место чувствительные понятия для анализа частных случаев. В социологии Гофмана главное место занимает образование общих концептуальных рамок. Во всех подходах (при наличии множества расхождений) цель состоит в достижении "непозитивистской" формулировки социальной науки, не нарушая следующих предпосылок: цели акторов должны всегда "пониматься", а социальная компетентность акторов и их выбор препятствуют детерминистскому "закономерному исследованию" социальной действительности. Вопрос о том, могут ли более широкие "структурные" или даже "причинные" с научной точки зрения формы социологического анализа также создаваться, в конечном счете, на интерпретативной основе, поднимает последующее множество вопросов, на которые получен ряд ответов (например, ср. функционализм Парсонса или Структурационная теория Гидденса). (См. также Структура и воля.)

Просмотров: 1544
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ»
  • «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ»
  • АФФЕКТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ИЕРАРХИЯ
  • Анализ целей и средств
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
  • ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
  • ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • КОГНИТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ИЕРАРХИЯ
  • Конвенция о Ликвидации всех форм Дискриминации Женщин
  • МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ
  • МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ –
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Постановка фиктивных целей
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • Социология социальной сферы
  • ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
  • ТАКСОНОМИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
  • ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Функционализм в социологии
  • Цели и результаты социологического исследования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь