ЦЕННОСТНАЯ СВОБОДА И ЦЕННОСТНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

(value freedom and value neutrality) — 1. Представление о том, что социология может и должна проводить исследование в соответствии с предписаниями "науки", исключая любое влияние ценностей самого ученого (см. Ценности, смысл 1). 2. доктрина, особенно связанная с Максом Вебером (1949), согласно которой социологи, если они не уверены в исключении всех смещений, внедряемых в работу их собственными ценностями, должны, по крайней мере, выявить и эти ценности и их воздействие на изучение. 3. Доктрина ценностной свободы или ценностной нейтральности (иногда этической нейтральности), согласно которой социальная наука  способна устанавливать "факты" социальной действительности, но при этом не может решать вопросы окончательной ценности в смысле 1, ибо между эмпирическим доказательством и нравственной деятельностью, между фактами и ценностями всегда существует логический промежуток (см. Различие между истиной и значением). 4. Доктрина, также характерная для Вебера (и его принятия ценностной свободы/ценностной нейтральности в смыслах 2 и 3), согласно которой социологу не следует стремиться высказываться об окончательных ценностях и особенно использовать свое профессиональное положение как преподавателя перед студентами, чтобы пытаться развивать свои частные ценностные положения. Каждый из четырех перечисленных значений термина ставит проблемы. Относительно первого трудно исключить или даже контролировать всякое влияние ценностей исследователя на выбор и выполнение социального изучения. То же самое касается позиции Вебера, смысл 2. Кроме того, не доказано, что социологическое исследование,  которое начинается с ценностей исследователя, должно неизбежно терять валидность и объективность. Если бы это было так, то почти все труды классиков, включая позитивистски настроенных социологов, вроде Дюркгейма, были бы фатально порочными. Более того, подобная идея также выпадает из механизма, который нам знаком по науке в целом, то есть она никогда не функционирует без предположений (см. также Объективность; Относительность теории). Альтернативой смыслу 1, обеспечиваемой концепцией Вебера о ценностной уместности, является следующее: социологи неизбежно будут руководствоваться связью с ценностями, но пока это не станет очевидным, нет необходимости подвергать сомнению достижение объективности в рамках выбранной точки зрения. Однако есть проблема и с данным представлением, особенно когда оно сочетается со смыслами 3 и 4. Ведь оно, как может показаться, поддерживает представление о произвольности и окончательном "иррационализме" ценностей. Для многих социологов, включая Дюркгейма и Маркса, такое просто недопустимо, и самой общей научной основой значения остается цель (см. также Ценностное суждение).

Более определенное возражение доктрине Вебера о "ценностной свободе" в смысле 3 разработали Беккер (1967; 1970) и Гоулд (1956; 1973): ее принятие позволяет социологам, если они того пожелают, просто выполнить заказ богатого и влиятельного, стремящегося внести в повестку дня заслуживающие внимания "социальные проблемы"  (см. Иерархия вероятности). См. также Этическая индифферентность; Релятивизм.

Просмотров: 1365
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • ВЕБЕРА, ЗАКОН
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ЗАКОН ВЕБЕРА
  • Изучения ценностей тест
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Методика изучения структуры ценностей. С. Шварц. Адаптация О. А. Тихомандрицкой
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Причинный ряд, также причинная цепь
  • Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ
  • СВОБОДНАЯ ОТ ЦЕННОСТЕЙ НАУКА
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • СИЛЛОГИЗМ УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ (СМ. ТАКЖЕ ДИЛЕММА)
  • Следствия субъективной теории ценностей
  • Социология религии М.Вебера
  • ТЕСТ ВЕБЕРА
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также промывание мозгов
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также моральная теология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь