БУНТ

(riot) — 1. (В английском законодательстве) — применение такого незаконного насилия со стороны, по крайней мере, двенадцати человек, которое внушало бы "устойчиво благоразумному человеку" опасение за его или ее безопасность. 2. (в социологии) крупномасштабный общественный беспорядок, предполагающий покушение на собственность и насильственную конфронтацию с полицией. В Англии в последние годы было издано множество социологических исследований после городских волнений в Сент-Полз, Бристоле в 1980 г. и во многих других городах весной—летом 1981 г. и осенью 1985 г. Ни одна из причин не была принята в качестве ключевой для понимания того, почему произошло волнение, но ряд важных проблем все же был отобран. Одна из них — сам термин "бунт", ибо он настолько обременен нравственно и политически, отражая лишь точку зрения властей, что является явно бесполезным. Поэтому лучше использовать более нейтральные фразы: "городское волнение", "народный протест" и "общественный беспорядок". Как правило, в бунтах власти склонны видеть результат заговора или подстрекательства агитаторов. Так, в беспорядках 1981 г. были обвинены политические агитаторы, а в произошедших в Гандсуорте в 1985 г. полиция доказывала, что их вызвали торговцы наркотиками, чтобы защитить свои прибыли. Примечательно, что реакция судей и полиции на бунты 18-го и 19-го столетий поразительно напоминает представления должностных лиц и средств информации о волнениях 1980-х гг. Социологически эти объяснения интересны с точки зрения идеологических конструкций. Они редко бывают убедительными, но обычно служат для отвлечения внимания от основных социальных проблем и стремятся снять с власти ответственность за их возникновение. Возвращаясь к социологическим и другим исследованиям в Англии (за исключением стратегии охраны порядка, Северная Ирландия должна рассматриваться отдельно), ряд из которых представляет чисто теоретический интерес, все же были сделаны важные оценки волнений в прошлые столетия и в американских городах в 1960-х гг. В большинстве работ велся своего рода диалог с Докладом Скармена 1981 г., где причинами волнений 1981 г. названы материальные условия в охваченных им областях: безработица, жилищное обеспечение, работа и другие условия, наряду с жесткой и конфронтационной деятельностью полиции, иллюстрируемой формулой "останавливай и ищи" во время проведения «Операции болото», которая непосредственно предшествовала событиям. Его аргументы совпадают с линией социологических исследований по ряду пунктов, особенно в отрицании заговорщических идей и акценте на реальности проблем, стоявших перед "бунтарями". Социологи-исследователи выделяли разные проблемы, которые можно объединить в четыре основные группы: (а) материальные условия — все главные вспышки беспорядков произошли в местах с намного более высокой, чем средняя, степенью депривации; (б) полиция — фактически в каждом случае первой мишенью волнений была полиция. Часто беспорядки следовали за определенной полицейской акцией (например, в Бристоле в 1980 г., Брик-стоне в 1981 г. и Гандсуорте в 1985 г.) или были связаны с высоким уровнем активности полиции в целом; (в) раса — первоначально представители полиции и политические деятели давали расистские оценки, приводя аргументы о чуждых культурах и т.д. Социологи были склонны подчеркивать значение этнического измерения с различных точек зрения. Длительное время утверждалось, что черные люди были подвергнуты процессу криминализации (см. Холл и др., 1978), и это институциализировало расизм — постоянную и взрывоопасную проблему (Институт политических исследований, 1983). См. Этнос; (г) маргинализация и отчуждение — в некоторых отношениях их существование признается особенно применимым к британским черным людям, но значение понятий шире (см. Ли и Янг, 1983; Холл, 1987). Основной аргумент состоит в том, что там, где люди в действительности исключены из процессов политического и культурного представительства, где для них закрыты эффективные каналы обжалования, показывающие общее безразличие и даже враждебность к их ситуации, они могут прибегать к массовым волнениям как к единственному средству выражения гнева и обнародования своего положения, даже когда это оказывается контрпродуктивно. См. Маргинальность. Все социологические объяснения отвергают представление о том, что волнения просто "иррациональны" или вдохновляются криминальными либо политическими заговорщиками. Они также склонны не принимать всерьез аргументы о "скандальном эффекте", вызываемом средствами массовой информации путем рекламирования и усиления бунтов (см. увеличение девиации). Есть вполне идентифицируемые мотивы, заключающиеся в условиях жизни людей. и вполне понятно с рациональной точки зрения стремление ответить на эти условия. Ср. Коллективное поведение

Просмотров: 1381
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Безопасные условия для человека
  • ВСЕ ВО ВСЕМ (или КАЖДОЕ В КАЖДОМ)
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ЗАКОН
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ПРИНЦИП НАУЧЕНИЯ
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Закон все или ничего
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Изменение точки зрения наблюдателя
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • НАУЧЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ ВСЕ-ИЛИ-НИЧЕГО
  • Носитель причины или условия
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • Принцип «все или ничего»
  • Программные продукты для прикладных социологических исследований
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕШЕТКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ
  • Техника «это еще не все»
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БГУ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь