Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
СКЕПТИЦИЗМ(греч. skeptikos - разглядывающий, расследующий). - 1. Моральный - воззрение на человека, так или иначе принижающее его моральные возможности, отрицающее его нравственную дееспособность. Моральный С. может проявляться в самых различных формах: напр., в утверждении, что человек по своей природе зол, «греховен», не способен поступать нравственно, не может познать истинное содержание добра и сознательно, добровольно стремиться к его осуществлению; или в отрицании для человека возможности преодолеть социальные и нравственные пороки об-ва, создать справедливый и гуманный строй, осуществить нравственный идеал. Как правило, С, такого рода связан с неверием в нравственный прогресс (Пессимизм). Скептические представления о моральной дееспособности человека получают распространение в нравственном сознании об-ва и этических теориях в периоды упадка и приближения гибели того или иного общественного строя. В условиях, совр. капитализма такой взгляд с наибольшей полнотой получил выражение в этической теории неопротестантизма. С. чужд марксистской этике, к-рая исходит иа положения о безграничных исторических (в т. ч. и моральных) возможностях человека. 2. Этический - воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость познавательный характер. Хот отдельные идеи подобного неоднократно высказывались истории этических учений прошлого, развернутое методологическое обоснование этический С. получил лишь в буржуазных теориях конца XIX - начала XX в. (У. Самнер, В. Парето, К. Маннгейм). Совр. сторонники С. утверждают, что моральные представления людей не отражают объективной действительности и не могут оцениваться с т. зр. истинности или ложности. Люди, рассуждают они, склонны приписывать своим нравственным идеям рациональный смысл, объективную значимость, тогда как на самом деле в них лишь выражаются и обосновываются привычные способы поведения в том или ином об-ве. Порочность этого рассуждения состоит не в том, что устанавливается связь между моральными идеями и бытующими в об-ве отношениями и нравами, а в том, что эти последние рассматриваются как нечто случайное, не связанное с объективными законами развития об-ва. Отсюда же вытекает убеждение, что нравственные представления не могут быть научно обоснованы или, наоборот, подвергнуты научной критике. Наибольшее развитие скептические воззрения на моральные представления и суждения получили в неопозитивизме. Марксистская этика рассматривает моральные представления как особую форму общественного сознания, к-рое всегда так или иначе отражает объективные условия существования того или иного об-ва, класса. Но способ этого отражения в морали отличается от научного (Сознание моральное). В предшествующей же истории законы последней обычно осмыслялись в моральных представлениях в извращенной, фантастической форме. Действительные социальные потребности об-ва или класса, из к-рых вытекали требования нравственности, истолковывались как заповеди, идущие от бога, как моральные законы вселенной или же как требования «природы» человека. Даже в тех случаях, когда нравственные принципы связывались с реальными интересами людей (что само по себе правильно), под видом общечеловеческих потребностей всегда выступали интересы того или иного класса. Кроме того, в домарксистской этике не было конкретно-исторического подхода к оценке истинности тех или иных моральных представлений, поэтому теоретики не могли показать, насколько адекватно мораль данного класса отражает потребности исторического развития, По сравнению со всеми существовавшими в истории моральными представлениями коммунистическая нравственность содержит в наибольшей мере истинное знание. Во-первых, она основывается на научном понимании исторического процесса и ее идеалом является об-во, к-рому принадлежит будущее. Во-вторых, эта мораль свободна от фантастических представлений о происхождении нравственных принципов и требований, В-третьих, это первая в истории нравственность, к-рая по отражаемым в ней интересам людей является общечеловеческой (см. также Общечеловеческое и классовое в нравственности. Истина и нравственность. Мораль и наука).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|