САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЭТИКА

- течение в совр. буржуазной философии морали, идеи к-рого развивают философы-идеалисты различных направлений. В конце XIX -начале XX в. С. э. обосновывали объективные идеалисты Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Дж. Маккензи, Б. Бозанкет (Англия), Дж, Ройс (США); персоналисты Б. Боун, М. Колкинз, У. Хокинг (США), а в последние десятилетия - Ж. Бастид, Э. Мунье и Г. Мадинье (Франция); неогегельянец Б. Кроче (Италия), протестантский философ Ф. Адлер и др. Общим для различных вариантов С. э. является то, что все они рассматривают цель моральной деятельности как реализацию индивидом своего «внутреннего Я», к-рое считается совершенно уникальным, неповторимым, отличным от «Я» всех др. людей. Отсюда делается вывод, что нравственное значение поступков отдельного челсиска состоит не в том, что они отвечают к.-л. общим для всех людей моральным принципам, а, напротив, в том, что они индивидуальны, своеобразны, не похожи на действия др. людей. Такое понимание критерия нравственности, к-рое противопоставляет индивидуальное общему, основывается на моральном индивидуализме, приводит к крайнему волюнтаризму в истолковании нравственности. Теоретики данного направления претендуют на преодоление противоположности альтруизма и эгоизма. Множество «индивидуальных Я» они включают в некую всеохватывающую систему «абсолютного Я» (последнее часто понимается как бог), по отношению к к-рому первые выступают как части единого целого. С помощью такой чисто спекулятивной объективно-идеалистической конструкции утверждается якобы гармония между всеми людьми: каждый, осуществляя в своих поступках лишь требования своего собственного «Я», вместе с тем реализует закон всеобщего «Я», служит целому (напр., об-ву) и всем его частям (отдельным индивидам). Фр. персоналисты при этом делают упор на осуществление каждым человеком своей индивидуальной сущности, обосновывая тем самым принцип индивидуализма в морали. Амер. и англ. теоретики в большинстве своем подчеркивают приоритет целого над индивидуальным, проповедуя, т. обр., идею высшего морального авторитета капиталистического об-ва перед личностью. За всем этим, в сущности, скрывается мысль о якобы имеющей место в условиях совр. капитализма гармонии между интересами человека и общества. Идеалистическая конструкция «абсолютного Я», включающего все «индивидуальные Я», на самом деле является отражением действительных социальных отношений капитализма эпохи империализма - государственно-монополистической системы, всесторонне подчиняющей себе личность. Причем этой системе придается некий «высший», космический смысл. Т. обр., С. э. - это типичная буржуазная апологетическая теория, служащая для идеологического оправдания совр. капитализма.

Просмотров: 845
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • ВСЕ ВО ВСЕМ
  • ВСЕ ВО ВСЕМ (или КАЖДОЕ В КАЖДОМ)
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Дом-пансионат для пожилых людей и инвалидов
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • ОНИ-ГРУППА
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Упирать на что-л
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭФФЕКТ «МЫ» И «ОНИ»
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • эффект мы и они



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь