|
ПРИЧИННОСТЬ(в морали). - По вопросу о роли П. в мире в истории философии существовали два противоположных взгляда, Первый, детерминистский (лат. determinare - определять), состоит в том, что все явления и процессы, происходящие в природе, об-ве и сознании, причинно обусловлены. Др. взгляд на мир (индетерминизм) так или иначе, отрицает это. Проблема П. применительно к морали связана с решением следующих гл. вопросов: во-первых, существует ли объективное основание нравственных требований, определяется ли их содержание уеловиями, находящимися за пределами морального сознания, или же самим этим сознанием; во-вторых, если признать, что поведение человека причинно обусловлено, то как совместить детерминизм со способностью человека делать моральный выбор и е его ответственностью за те поступки, к-рые он совершил. В истории этических учений имели место самые различные толкования детерминизма. Утверждалось, что содержание моральных требований определяется законами вселенной (Космической телеологии этика), биологической эволюцией (Эволюционная этика), внеисторически понимаемой природой человека, присущим ему стремлением к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм) и т. д. Все эти разновидности этического натурализма не улавливали специфического характера П. в морали, толковали ее механистически, что иногда вело к фатализму в понимании общественной истории и человеческого поведения. В противовес детерминизму неоднократно предпринимались попытки доказать, что история якобы развивается в соответствии с нравственными представлениями людей. А происхождение самих моральных представлений чаще всего усматривалось в расположениях, склонностях людей. Это часто приводило к моральвому волюнтаризму (Экзистенциализм, Неопозитивизм). Согласно марксистско-ленинскому пониманию П., требования нравственности отражают социально-историческую необходимость, а же противостоят ей в качестве субъективных пожеланий людей. Это ни в коей мере не умаляет значения личной деятельности людей. «Идея детерминизма, - писал В. И. Левия, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, яя оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде ii возможна строгая и правильная оценка...» (т. 1., с. 159). Конфликт, возникающий между требованиями иравсгвемности и объективными условиями для их осуществления, является отражением противоречивости самого исторического процесва. В каждый его момент возникают новые потребности, к-рые разрешаются лишь в ходе последующего развития об-ва. П. в морали лмеет, однако, свою специфику. Социальная необходимость отражается в моральном сознании в виде идеи о должном, в виде цели, к-рую человек должен осуществить, а не просто как причина, действующая помимо era воли. Именно доэтому личность ответственна за свои действия, и ее поступки могут оцениваться как добро или зло (Оценла моральная).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|