ОЦЕНКА

(моральная) - одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при к-ром оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности общественного образа жизни определенным моральным требованиям. Свое положительное или отрицательное отношение к объектам О. люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства  (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние). Однако все эти внешне различные формы О. несут в себе в принципе одинаковое смысловое содержание,  определяя то или иное явление как проявление добра или зла. В моральной деятельности О. выполняет особую функцию. В отличие от, требований, выраженных в виде норм, к-рые в форме общих правил предписывают людям, что именно они должны делать, О. сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, к-рые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности. Напр., оценивая к.-л. проступок как зло, люди тем самым уясняют себе, что именно так они не должны поступать. В этом отношении оценочное суждение:  «Этот поступок-зло» -можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек» (Санкция). Существует еще и производная форма О., когда оцениваются возможные будущие поступки. Это имеет место, напр., при выборе человеком из нескольких возможных действий такого, к-рое он должен совершить («Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе -зло»). Прибегая к данной форме О., человек как бы забегает вперед, мысленно представляет уже осуществленными различные варианты возможных действий и заранее оценивает их, чтоб совершить правильный выбор. В понимании природы моральной О. в совр. буржуазной этике существуют две тенденции. Одни (напр., сторонники деонтологического интуитивизма) рассматривают О. лишь как акт «Незаинтересованного» созерцания и поэтому не могут объяснить, как от О. люди переходят к пониманию своего долга, к действию. Др., напротив, считают О. лишь скрытым предписанием и поэтому не придают ей познавательного значения (Неопозитивизм). Маркеи-стско-ленинская этика рассматривает О. в единстве ее познавательной и предписательной функций. О. потому и может регулировать поведение людей, что она основывается на познании объективного социального значения различных поступков. О. можно обосновывать (или опровергать) посредством более общих моральных представлений-нравственных качеств, принципов, идеалов, понятий добра и зла, а также путем анализа социальных последствий, к-к-рам приводят те или иные поступки (Консеквенциальная этика).

Просмотров: 969
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «Искусственные» люди (DESIGNER HUMANS)
  • »ЛЮДИ НА I CBIT»
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • Близкие люди
  • Дивии люди
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ
  • ЛЮДИ ПЯТОГО ЦАРСТВА
  • Люди
  • Люди
  • Маргинальные люди
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • ОБРАЗОВАННЫЕ ЛЮДИ
  • Общение представителей различных типов профессий: специфика
  • Одинокие пожилые люди
  • ПУТЬ ДРЕВНИХ, ПО КОТОРОМУ ШЛИ ЛЮДИ БЕЗЗАКОННЫЕ
  • Пожилые люди
  • Принцип единства действий и требований к воспитаннику в семье, образовательном учреждении, социуме
  • Психически больные люди, злоупотребляющие наркотиками
  • Психически больные люди, злоупотребляющие наркотиками
  • Психические нарушения при различных заболеваниях крови
  • Психические нарушения при различных эндокринных заболеваниях
  • Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики
  • СКРЕЩИВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ РАЗЛИЧНЫХ ОСОБЕЙ
  • СТАТУСНОЕ СООТВЕТСТВИЕ И НЕСООТВЕТСТВИЕ
  • Самоактуализирующиеся люди
  • Смертельно больные люди
  • ФЕРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
  • Федальные (дикие) люди
  • Федальные (дикие) люди



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь