ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И КЛАССОВОЕ В НРАВСТВЕННОСТИ

. -Марксистско-ленинская этика исходит из положения об историческом и классовом характере морали. Она считает, что моральные требования обусловлена социальными отношениями, господствующими в об-ве, изменяются в соответствии с изменением общественного бытия человека ц понимаются различными классами по-разному, в зависимости от места этих классов в системе общественного разделения труда, их отношения к средствам производства. Всякая новая идея морали, возникающая исторически, утверждается в жизни об-ва посредством активной деятельности ее носителя, заинтересованного практически в ее всеобщем осуществлении. Этим носителем нравственно го сознания обычно и является вполне определенный класс, обладающий известными материальными и идеальными интересами, способностью организовать себя и целенаправленно воздействовать на развитие об-ва. Классы, выступающие на исторической арене, могут быть прогрессивными или ре акционными, трудящимися или эксплуататорскими. Этим и определяется характер и природа исповедуемой и проповедуемой ими морали. В результате возникают конфликты между различными типами морали, обычно разрешаемые в ходе смены одной общественно-экономической формации др., в условиях к-рой возникают новые противоречия. И так вплоть до утверждения коммунистической формации. Но, подвергая критике моральный абсолютизм, марксистская этика вместе с тем отвергает и т. зр. релятивизма. Ведь всякая классовая мораль отражает не просто особые интересы к.-л. класса, а объективные законы общественной жизни при данных исторических условиях, В отличие от узкосословной морали, классовая мораль имеет всеобщий характер, поскольку формирует требования для всех людей данного об-ва. Она либо становится господствующей в этом об-ве, либо является оппозиционной (в антагонистическом об-ве - революционной) и требует соответственно устранения существующих условий жизни и построения нового социального порядка. В обоих случаях классовая мораль выступает по форме как общечеловеческая. Но в действительности она становится таковой в зависимости от того, насколько она соответствует дальнейшему развитию исторического процесса. Наряду с этим в истории человечества, к-рая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются нек-рые общие для всех исторических эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития. Сохраняется, следовательно, и преемственность тех или иных моральных требований. В осн. это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношения людей: не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, выполнять обещания, говорить правду и т. п. Во все времена так или иначе осуждались жестокость, жадность, трусость, лицемерие, вероломство, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность. Но вместе с тем по-разному понимались условия и границы применимости этих требований и относительное значение этих моральных качеств. Кроме того, если моральное содержание требований (какие поступки они предполагают) сохранялось примерно одинаковым, то совершенно различным в разные эпохи оказывался их социальный смысл (какие общественные потребности и задачи выполнялись при осуществлении этих требований). Общечеловеческой в морали является как совокупность определенных всеобщих нравственных требований, так и логическая структура морального сознания, форма, в к-рой выражаются его представления. В. более сложных моральных представлениях (в таких, напр., как понятия справедливости, человеколюбия, благодеяния, злодеяния) устойчивой оказывалась только абстрактная форма, способ, каким они определяются посредством др. моральных понятий (напр., те, что под человеколюбием понимается любовь к людям, уважение человеческого достоинства и т.д.), но содержание вкладывалось в эти понятия в разные эпохи разными классами каждый раз иное; эти понятия предполагали иногда совершенно различные поступки. В таких общих для всякой морали понятиях, как моральная норма, оценка, качество, принцип, нравственный идеал,  добро, относительно устойчивым является только их логическая форма,  место, занимаемое ими в самых различных системах нравственности, выполняемая ими роль в моральном рассуждении и обосновании (Язык моральный. Логика морального языка). Коммунистическая нравственность сохраняет все созданные до нее формы морального сознания (нормы, оценки, идеалы и т. д.). Но в ней первоочередное значение приобретают более сложные формы - принципы, общественный идеал. Вместе с тем коммунистическая мораль включает «основные правила всякого человеческого общежития» (Ленин В. И„ т. 33, с. 102), осн. общечеловеческие моральные нормы, к-рые выработаны народными массами в течение тысячелетий в борьбе с социальными пороками и несправедливостью. Мн. понятия - справедливости, гуманизма, равенства, достоинства личности и др. - впервые наполняются подлинно человеческим содержанием, распространяются на все осн. области человеческого бытия, начинают применяться к определяющим условиям жизнедеятельности людей - к собственности на средства производства,  социальному положению, удовлетворению материальных и духовных потребностей, условиям труда. Являясь по своему происхождению пролетарской, классовой, коммунистическая нравственность  направлена в конечном итоге на удовлетворение интересов всего человечества, учитывает исторические потребности его дальнейшего развития. В этом смысле она является подлинно общечеловеческой.

Просмотров: 2059
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ»
  • «ДЕОНТОЛОГИЯ. ИЛИ НАУКА О МОРАЛИ»
  • «ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ»
  • АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТЫ
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛИ И ПРАВА
  • ГЕТЕРОНОМНАЯ СТАДИЯ МОРАЛИ
  • Д.Юм об обществе, справедливости, собственности, морали, религии
  • ЕДИНСТВО ДИДАКТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
  • Единство дидактических требований к учащимся
  • Единство дидактических требований к учащимся
  • ЗАВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • К ГЕНЕАЛОГИИ МОРАЛИ
  • Кантианская теория морали
  • Качество жизни пожилых людей
  • МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
  • НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • НОРМЫ МОРАЛИ
  • Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ
  • ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
  • Принцип единства действий и требований к воспитаннику в семье, образовательном учреждении, социуме
  • СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ
  • ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
  • ЯЗЫК МОРАЛИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь