|
НЕОФРЕЙДИЗМ- направление в совр. буржуазной философии и психологии, разрабатывающее психологические проблемы этики, исходя из принципов н установок классического психоанализа, но учитывая при этом культурные и социальные факторы в нравственной деятельности людей. Н. возник в конце 30-х гг. в результате неприятия отдельных теоретических положений психоаналитического учения З. Фрейда (Фрейдизм.) о человеке и культуре, связанных с биологической детерминацией структуры характера, моральных норм, ценностных ориентации личности и с абсолютизацией противоречий между индивидом и человеческой цивилизацией. Н. получил широкое распространение в США (Фромм, К. Хорни, Г. Салливэн, А. Кардинер). Этическое учение Н. базируется на установках психологии бессознательного, но, в отличие от фрейдизма, и на признании «социального характера» личности. Разорванность сознания и неврозы личности нео-фрейднсты ставят в непосредственную связь с проблемами морали, считая, что невротические симптомы возникают на основе неразрешенных моральных конфликтов, на устранение к-рых и направлена терапевтическая психоаналитическая практика. В отличие от этических учений, постулирующих субъективное, релятивистское истолкование природы морали (Экзистенциализм) и «биологически-имманентную» трактовку этики (Натурализм), Н. ищет объективные критерии моральных ценностей. Теоретики Н. пытаются разработать принципы «гуманистиче-ско-объективной этики», считая, что добро является утверждением жизни, развертыванием человеческих способностей к познанию, труду и любви, добродетель - ответственностью за человеческое существование, зло -безответственностью человека по отношению к самому себе. Разрабатывая проблемы этики, представители Н.опираются на фрейдовскую концепцию бессознательной мотивации, к-рая, по их мнению, открыла новое измерение для этических исследований, расширив границы познания внутреннего мира человека. Однако классический психоанализ оставил в стороне вопросы о том, как человек должен жить и что он должен делать. Восполнить этот пробел и ставит своей задачей Н., обращающийся к философ-ско-этическои проблематике, связанной с раскрытием и пониманием смысложизненных и ценностных аспектов человеческого бытия. Теоретики Н. различают два вида этики: «всеобщую», охватывающую нормы поведения, служащие цели всестороннего развития личности, и относящуюся к любой культуре; «социально-имманентную», основывающуюся на нормах поведения, необходимых для функционирования и преуспевания конкретного об-ва и людей, живущих в нем. В совр. буржуазном об-ве, по убеждению неофрейдистов, все более углубляется конфликт между «всеобщей» и «социально-имманентной» этикой, отражающий наличие «экзистенциальных» и «исторических» дихотомий человеческого существования. Подвергая Критике существующую социальную систему, ведущую к моральной деградации личности, к противоречиям между общественными и личностными интересами, они выдвигают программу преобразования буржуазного об-ва в подлинно гуманное путем пробуждения критического самосознания личности, распространения новых форм «пси-хо-духовных ориентации», являющихся эквивалентами религиозных систем прошлого. Надежда на осуществление этой программы связывается с «гуманистически ориентированным психоанализом», позволяющим, по мнению теоретиков Н., выработать нормы поведения, адекватные сущности человека. Неофрейдистская программа преобразования буржуазного об-ва в направлении его гуманизации ориентирована, т. обр., лишь на изменение ценностных установок личности и не затрагивает его социальных основ. Методами психоанализа можно частично снять внутреннюю напряженность личности и драматическую разорванность самосознания индивида, но нельзя избавиться от социальных болезней, обусловленных антагонистическими отношениями. Этическое учение Н. превращается в конечном счете в светско-религи-озную утопию, подчеркивающую разрыв между антигуманной буржуазной действительностью и общечеловеческими идеалами, но неспособную на реальное и эффективное решение жизненно важных проблем свободного и творческого развития человека.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|