|
НАТУРАЛИЗМ(лат. naiura-природа) - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом в Н. является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной природы» человека. Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности. Нек-рые философы пытались вывести их из «естественного» стремления человека испытывать наслаждение и избегать страдания (Эпикуреизм), др., напротив, считали, что нравственность состоит в отрешении от «земных страстей» и жизни «сообразно природе» мира (Стоицизм). Первая т. зр. в дальнейшем получила развитие в концепциях гедонизма и эвдемонизма, вторая - в теориях врожденных моральных чувств (Нравственного чувства теории). Особенно большое значение натуралистическое понимание морали приобретает в новое время, в этических учениях эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Б. Телезио), в теориях «разумного эгоизма» (Эгоизма теории), затем в утилитаризме, в эволюционной этике и др. теориях морали, В начале XX в. Мур (Интуитивизм) обвинил всю предшествующую этику в «натуралистической ошибке», неправомерно широко используя термин «Н.» для обозначения всех теорий, в к-рых категории добра и долга определяются посредством неморальных понятий» - интересов человека, естественных или социальных и даже сверхъестественных законов, наслаждения, счастья и др. Такое толкование давало основание зачислить в разряд натуралистических теорий не только вульгарно-материалистические, биологические и психологические теории этики, но и нек-рые религиозные моральные учения, напр., теорию «естественного закона» (Неотомизм), а иногда даже и марксистскую этику. В 60-х гг. в совр. буржуазной этике наметился явный поворот к Н., в к-ром мн. философы видят альтернативу позитивистским школам в этике (Неопозитивизм). С Н. они связывают возможность найти правильное соотношение ценностей и фактов, преодолеть господствующий в буржуазной этике принцип автономии морали. При этом отмеченные выше черты натуралистического подхода в этике приобрели особый оттенок в совр, концепциях Н. Так, объяснение нравственности непосредственно связывается с достижениями молекулярной биологии и генетики; в закономерностях этих наук приверженцы Н. пытаются найти методологию этики. Отсюда следует отождествление биологических и моральных ценностей, связанных якобы со всем ходом естественной эволюции, преувеличение роли естественных наук для совершенствования морали, отрицание классового характера морали в классовом об-ве. Объявляя неравенство людей буржуазного об-ва следствием «естественных» различий, заложенных в биологической природе человека, совр. Н. снимает проблему воспитания человека на основе определенной системы ценностей. В лучшем случае нравственное воспитание подменяется системой манипулирования, превращающей человека в хорошо налаженный механизм, должным образом отвечающий на требования социальной среды. Марксизм отвергает натуралистическое понимание морали как ненаучное, т. к. специфические потребности человека не даны «природой», а складываются в процессе истории и характер моральных норм, принципов, идеалов в конечном итоге формируется конкретной социальной действительностью. Раскрывая социальный смысл Н., марксизм показал, что эти теории служат обоснованием идеи незыблемости буржуазного об-ва и его морали.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|