|
ИНТЕРЕСА ТЕОРИЯ- направление в совр. буржуазной этике и аксиологии, сторонники к-рого моральную ценность явлений действительности, в т. ч. добро н зло, рассматривают как результат направленного на данный объект интереса. И. т. - разновидность современного натурализма в этике. По своему содержанию она во мн. сходна с учением прагматизма Возникла в 20-х гг. XX в, и продолжает существовать до сих пор, хотя и не имеет уже столь широкого влияния Гл. ее представителями являются: в США - Р. Перри. Д. Паркер; в Англии -Ф. Теннант. Сторонники этого направления определяют значимость для человека того или иного предмета или явления (его ценность), исходя не из той роли, к-рую он выполняет в об-ве, а из субъективного отношения к нему, из проявляемого к нему интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически - как желание, расположение, склонность, любовь, симпатия (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые человеком по отношению к тому или иному объекту. При этом, в сущности, игнорируется социальная обусловленность интересов людей способом их жизнедеятельности, объективными законами бытия и развития об-ва. Буржуазный характер И. т. особенно наглядно проявляется в том, что ее сторонники понимают нравственность как средство взаимного согласования и примирения частных интересов. Отсюда вытекает и специфически буржуазное истолкование морального долга: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество частных интересов. Тем самым борьба за преодоление противоречий между личными и общественными интересами, за удовлетворение коренных общих интересов человечества подменяется удовлетворением интересов частных предпринимателей, взаимным соглашением конкурентов. Марксистская этика, признавая связь морали с интересами людей, вместе с тем не просто выводит нравственность из любых интересов, а обосновывает (или подвергает критике) эти интересы как подлинно человеческие (или аморальные, эгоистические, обращающиеся против человека), исходя при этом из анализа исторических законов развития человечества в целом. Подлинно человеческими потребностями, имею щпми нравственное оправдание, являются интересы трудящихся в противовес интересам эксплуататоров.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|